Дипломы,  Педагогика, логопедия, дефектология, музыка, физкультура, психология

Эффективность этической беседы как средства формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ

Эффективность этической беседы как средства формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РАБОТЫ (с картинками, графиками, диаграммами) МОЖНО КУПИТЬ за 200 рублей. ПИШИТЕ на адрес:

elenatarokot@mail.ru

Содержание

Введение. 3

Глава I Проблема формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке. 7

1.1 Нравственная сущность культуры поведения детей дошкольного возраста. 7

1.2 Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста как компонент нравственного воспитания. 15

1.3 Использование этической беседы как средства формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. 20

Глава II Изучение педагогической практики формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием этической беседы.. 28

2.1 Изучение исходного уровня культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. 28

2.2 Использование этических бесед в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. 34

2.3 Аналитическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по изучению культуры поведения детей с использованием этической беседы.. 37

Заключение. 41

Список литературы.. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 45

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. 50

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. Актуальность темы нашей работы определена тем, что личностно-ориентированное образование на сегодняшний день рассматривается в качестве многоуровневого пространства, как целостный процесс, создающий условия для всестороннего и гармоничного становления личности. Главная задача личностно-ориентированного образования – формирование новой системы морально-нравственных ценностей, которая выражается в культуре поведения ребенка, гуманистической направленности личности. Эта задача зафиксирована в принятой на государственном уровне «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1].

Положения данной Концепции определили ведущие задачи и направления воспитательной работы в современных общеобразовательных учреждениях: «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом» [1]. Нравственное воспитание личности ребенка во все времена являлась центральной проблемой общественной педагогики. Каждый исторический период выдвигал свои идеалы нравственности, морали и культуры поведения.

Отечественными известными педагогами и психологами: Л.С.Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, Н.Е. Щурковой, С.А.Козловой и другими – обоснована и доказана идея о том, что дошкольный возраст является сензитивным периодом, в котором наиболее успешно зарождаются и формируются этические понятия, нормы нравственности и морали.

В современном институте семьи нравственное воспитание детей и воспитание у них культуры поведения становится все более актуальным в связи со сложившейся ситуацией в обществе: духовно-нравственный вакуум ценностей у молодежи становится очевидным, в обществе идет моральная деградация: бездуховность, отчуждение человека от культуры ведут к размыванию понятий добра и зла. В общеобразовательных учреждениях должны быть определены основные задачи и направления воспитания детей по укреплению ценностей, основанных на духовных традициях народа, внутренней нравственной установке ребенка: поступать по совести, согласно понятиям нравственности, понимание сущности добра и зла.

Одна из основных целей современного образования: воспитание культуры поведения ребенка как его нравственного «фундамента» при содействии социальных систем и семьи. Как показывают исследования специалистов в области дошкольной педагогики (И.Н. Вавилова [4], О.В.Даминова [5], В.С. Свечников [13,14] и др.), детей старшей возрастной категории способны понимать основные моральные требования и нравственные нормы, предъявляемые им педагогами. Эффективными средствами формирования нравственных представлений, этических норм поведения детей служат разнообразные средства: произведения фольклора, искусства, музыка, кинофильмы, мультфильмы, личный пример старших, этические беседы и другие, используемые в комплексе и системе, сочетаемые с активными методами педагогического воздействия. Немаловажное место при этом принадлежит этической беседе как одной из активных форм вовлечения детей в познавательные процессы, самоопределение и осмысление этических требований семьи и социума.

Формирование культуры поведения у ребенка при помощи этической беседы рассматривалась в трудах отечественных ученых: В.Г. Нечаевой, С.В.Петериной, И.Н. Курочкиной [8] и другими исследователями. Как показывают наши наблюдения, в последние годы в воспитательной практике дошкольных учреждений, этическая беседа используется не в полной мере. Воспитательный потенциал такой формы воспитательной работы огромен. В связи, с чем предпринимается попытка исследовать ее эффективность в условиях смены ценностных ориентаций у новых поколений и раскрыть ее функции как педагогического средства формирования культуры поведения детей у старшего дошкольного возраста.

Цель исследования ‒ теоретически обосновать и практически проверить эффективность этической беседы как средства формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Объектом исследования является формирование культуры поведения детей как компонента нравственного воспитания.

Предметом исследования является использование этической беседы в процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать сущность понятий: культура поведения, нравственное воспитание детей – на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы.
  2. Раскрыть воспитательные функции этической беседы с детьми и выявить педагогические условия использования этической беседы в формировании культуры нравственного поведения детей в образовательном процессе ДОУ.
  3. Определить уровень сформированности культуры нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы.
  4. Проверить положения гипотезы в процессе опытно-экспериментальной работы.
  5. Проанализировать и обобщить результаты опытной работы по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием этических бесед.

Методологической основой исследования служат следующие положения:

  • теории нравственного и этического воспитания в отечественной педагогике, разработанные Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, Я.З. Неверович, Н.Е. Щурковой;
  • теоретические выводы о педагогических условиях, методах воспитания культуры нравственного поведения детей дошкольного возраста, разработанные Т.В. Ерофеевой, О.В. Защиринской, И.Н. Курочкиной [8], Л.Ф.Островской, С.В. Петериной, Т.С. Яковенко и др.
  • концепции, разработки специалистов в области дошкольной педагогики, раскрывающие условия использования этических бесед в формировании культуры поведения детей: Т.И. Бабаевой, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, И.Н. Курочкиной [8] и др.

Методами исследования послужили:

  • теоретические: анализ, синтез и обобщение сведений, полученных по проблеме исследования;
  • эмпирические: наблюдение, опытно-экспериментальная работа (методика: «Проигрышная лотерея» М.Т. Бурке-Бельтран; методика: «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой);
  • интерпретационные: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации эмпирического материала об условиях использовании этических бесед в формировании культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что практические материалы могут использоваться в образовательной деятельности воспитателей ДОУ и в обучении студентов педагогического направления по профилю подготовки «Дошкольное образование».

Экспериментальная база исследования – ГБОУ Школа № 2117 ОПДГ № 4, группа «Колокольчик» в количестве 25 детей, воспитатели – 2.

Глава I Проблема формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке

1.1 Нравственная сущность культуры поведения детей дошкольного возраста

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [6]. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка [9].

В педагогике и психологии в моральном развитии личности выделяют несколько составляющих. Основными из них являются моральное поведение, моральные знания и представления. Моральное поведение определяется как соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения. Это значит, что человек по своей воле отказывается от удовлетворения своих желаний и интересов, чтобы следовать нормам морали. Моральный поступок всегда предполагает возможность самостоятельно сделать выбор в ситуации, когда хочется сделать одно, а мораль требует поступить противоположным образом. Поэтому моральное поведение, моральный поступок часто определяют как способность к свободному моральному выбору, а иногда как способность противостоять искушению, нарушить норму.

Моральные знания и представления – это особые знания. Они представляют собой оценочные знания того, «что хорошо, а что плохо», и этим отличаются от естественнонаучных знаний. Функция моральных знаний в том и состоит, чтобы служить критерием оценки действий, поступков и даже мыслей, причем не только других людей, но и своих. Моральные оценки не вытекают автоматически из знания норм. Человек возмущается одними нарушениями, снисходительно относится к другим, одобряет третьи. Он может приветствовать следование одним нормам, а соблюдение других считать глупостью или предрассудком [2].

Моральное сознание и развитие этических представлений у дошкольников тесно связаны. Моральное сознание детей исследовали не только отечественные, но и зарубежные авторы, среди которых наиболее известными являются Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, Л. Кольберг и другие [3].

В ряде отечественных и зарубежных исследований было показано, что про социальное поведение ребенка определяется уровнем развития его моральных понятий (о справедливости, о добре, о должном и т.д.). Изучению моральных суждений детей посвящено немало исследований. Так, Ж. Пиаже исследовал суждения детей на темы морали. Он сделал заключение о том, что от 5 до 12 лет представления детей о справедливости меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм – это твердое, непоколебимое понимание добра и зла, в котором понятие справедливости подтверждается авторитетом взрослого. Нравственный релятивизм, присущий детям примерно с 11 лет, основан на утверждении, что каждый имеет равное право на справедливость и уважение.

Младшие дети полагают, что законы морали незыблемы, они установлены властью, их никогда нельзя менять, и они не допускают исключений. Например, когда детям рассказали историю, где распоряжения взрослых противоречили их представлениям о справедливости, младшие обычно выбирали путь подчинения взрослому. Старшие же полагали, что в описанных обстоятельствах можно пренебречь авторитетом взрослого. Младшие утверждали, что лгать нельзя никогда; старшие же думали, что при некоторых условиях ложь допустима. В период нравственного реализма дети судят о действиях скорее по их последствиям, чем по намерениям людей.

Идеи Ж. Пиаже о развитии моральных суждений расширил и углубил Л.Кольберг. Он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора и строил систему их рассуждений. Л. Кольберг выявил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделяется на две стадии. На доморальном уровне дети дают положительную или отрицательную оценку, исходя, прежде всего из последствий действия. На первой стадии они считают, что человеку следует подчиняться общепринятым правилам во избежание наказания.

На второй стадии возникает мысль о необходимости действий, полезных для всех. На уровне традиционной нравственности внимание сосредоточено на общественных нуждах и ценностях, превалирующих над личными интересами.

На третьей стадии ребенок считает, что важно быть хорошим человеком, заботиться о других; чтобы помочь ближнему своему, можно пойти на нарушение запретов. На четвертой стадии главенствует социальная точка зрения: ребенок проявляет заботу об общественном порядке, подчеркивает, обосновывает и оправдывает этот порядок сам. На автономном уровне (пятая и шестая стадии) люди основывают свои суждения на принципах, которые сами создали и приняли; они начинают понимать относительность моральных норм и склоняются к абстрактным нравственным принципам [16].

Дети до 10-11 лет остаются преимущественно на доморальном уровне. Ж.Пиаже и Л. Кольберг полагали, что смена стадий нравственного развития связана с общим когнитивным развитием ребенка. Развивающаяся децентрация ребенка, т.е. его способность понимать и принимать чужую точку зрения определяет нравственное развитие детей, которое выясняется через развитие моральных суждений, вне реального контекста детского взаимодействия [16].

Воспитание культуры поведения вызывает большой интерес у многих современных педагогов и психологов. В своих исследованиях Л.Р.Болотина, М.А. Бесова, В.В. Попова, Л.И. Романова показали, что: «…эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта» [12].

Эти ученые в своих трудах подчеркивают, что культура поведения, нравственные чувства ребенка, нравственные отношения важно специально воспитывать и развивать. На протяжении любой эпохи развиваются и решаются специфические социально-экономические и культурные задачи, чем диктуется необходимость формирования адекватной культуры поведения [3].

Рядом исследователей: Л.В. Куцаковой, В.И Петровой, С.Т. Стульник, Л.Г. Одинцовой – в исследованиях подчеркивается, как важно воспитывать культуру поведения, создавая оптимальные педагогические условия [18].

Л.В. Русскова полагает, что: «успешное нравственное воспитание детей осуществляется в процессе деятельности при единстве требований воспитателя и родителей, когда педагогическое руководство сочетается с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей» [2].

Согласно выводам Т.И. Бабаевой: «культура поведения ‒ это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры» [18,19].

Курочкина понимает культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [10].

Исследованиями авторов Т.И. Бабаевой, И.Н. Курочкиной доказано, что выполнение правил культурного поведения детьми старшего дошкольного возраста чаще всего начинают мотивироваться из-за формирующегося желания учитывать интересы окружающих, стремления сохранить доброжелательные отношения с окружающими и спокойную, дружескую обстановку. Дети начинают испытывать положительные отношения к нравственным поступкам личности, культуре её поведения, они глубже понимают содержание нравственных норм и поступков [10].

В.И. Логиновой и М.А. Саморуковой отмечалось, что в старшем дошкольном возрасте продолжается активное формирование привычек культурного поведения. Основным содержанием процесса воспитания культуры поведения в этот период служит, главным образом, воспитание уважения к родным и близким, развитие привязанности и уважительного отношения к воспитателям, осознания стремления порадовать взрослых (родителей, воспитателей и др.) хорошими поступками, желания быть полезным для окружающих [13].

Как считают В.И. Логинова, М.А. Саморукова и Л.Ф. Островская, воспитывая культуру поведения у дошкольников, воспитатели эффективно применяют следующие методы: этические беседы, различные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др.), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций и др. [5].

Другими исследователями (Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова) доказывается, что именно этические беседы служат наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения у детей.

Ещё ряд исследователей, среди которых Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова, считают, что главным в целенаправленной деятельности педагога, воспитывающего культуру поведения у детей старшего дошкольного возраста, становится: «организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым окружающим». Как показало изучение разных подходов к содержанию понятия «культура поведения», оно тесно связано с понятием «нравственное поведение» [4].

На сегодняшний день трудно дать единое толкование определению понятия «культура поведения». Каждый, кто изучает это явление, вносит в определение что-то своё, заостряет внимание на существенных, по его мнению, сторонах процесса. Так, например, в Педагогическом словаре сказано: «культура поведения ‒ это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими» [15]. На первый план, несомненно, выходит реальная поведенческая сторона личности.

Автор Л.Ф. Островская утверждает: «Культура поведения ‒ это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает манеры общения, этикет как «высшую степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни». Термин «культура поведения» в данном случае понимается как: «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [18]. Ребёнок, у которого воспитана культура поведения, не только формально соблюдает этикет, но, прежде всего, испытывает глубокие моральные чувства и представления и, в свою очередь, самостоятельно и постоянно подкрепляет их [18].

И.П. Подласым выделяются основные способы педагогического воздействия на детей (методы), включающие:

  1. Приучение: дети наблюдают за определенным образцом поведения в разных видах деятельности. Им не только показывают, но и контролируют, насколько точно выполняется то или иное правило.
  2. Упражнение: многократный повтор того или иного действия, например, правильное пользование столовыми приборами, в частности, разрезание куска мяса или колбасы при помощи ножа и вилки. При этом необходимо разъяснить необходимость и разумность такого использования столовых приборов.
  3. Создание воспитывающих ситуаций, включающих условия, когда ребенок оказывается перед выбором, например, использовать вилку и нож или одну вилку.
  4. Поощрение: проводимое различными способами и активизирующее дошкольников к тому, чтобы обучаться дальше, выбирая правильный поведенческий шаг.
  5. Наказание можно применять только в крайних случаях; при этом, наказание, которое может привести к боли и физическому страданию, не используют ни в коем случае; а осуждение воспитателем и другими детьми совершённого негативного поступка необходимо направлять на то, чтобы у ошибившегося ребёнка возникло желание поступать хорошо.
  6. Примером для подражания служит своеобразный наглядный образец, необходимый ребенку, для того, чтобы лучше ориентироваться в правилах поведения и моральных нормах. Таким примером может стать воспитатель, один из родителей, знакомый значимый взрослый или старший ребенок, литературный (сказочный) герой.
  7. Разнообразные словесные методы помогают тому, чтобы ребёнок лучше понимал необходимость проявлений культуры поведения, мог более осознанно изучать поведенческие правила. Однако при применении этих методов нужно помнить о том, они могут привести к тому, что можно опуститься до чтения скучной морали и нотации. Хотя, живой, прочувствованный рассказ реальной или сказочной истории может создать условия для того, чтобы поведенческие правила воспринимались эмоционально.
  8. Разъяснение применяют, в тех случаях, когда рассматриваемая ситуация сложна и необходимы не только пересказ или прочтение рассказа, но и разъяснение необходимости определённого поступка в данной ситуации [19].
  9. Беседа служит для помощи при выяснении уровня знаний детей о нормах и правилах поведения. Чаще всего её проводят в небольшой группе из 5-8 человек, в которой каждому ребенку предоставлена возможность для того, чтобы высказать свое мнение, защитить свою точку зрения. Когда воспитатель знает о возможностях детей в ведении беседы, их взглядах, убеждениях и привычках, это помогает воспитателю в правильном планировании и построении работы по воспитанию культуры поведения» [19].

Очевидно, что к современному периоду учеными теоретические разработаны разные подходы к определению сущности метода нравственного воспитания детей.

Опираясь на исследования педагогов С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной [8], Л.Ф. Островской, видим, что в старшей группе усложняются правила поведения. Многие правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т.п.

Повышаются и требования к культуре общения: от детей требуют держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращают внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.

Внешними признаками воспитанности ребенка выступают этические нормы и правила поведения в общественных местах, его готовность к коммуникации с другими с соблюдением этических норм и такта.

С.В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [7].

Культура поведения не сводится, к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников С. В. Петерина условно выделяет следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [9].

Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.

С. В. Петерина выделяет 4 группы правил поведения:

  • культурно-гигиенические правила;
  • правила культуры общения;
  • правила культуры деятельности;
  • общие правила нравственности [12].

Таким образом, анализируя изученную психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что проблемой формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Они выявили, что эффективным методом воспитания культуры поведения является этическая беседа, при её правильной организации и проведении взрослый побуждает детей к социально одобряемому типу поведения, приглашает к диалогу, стимулирует ребенка к размышлениям и учит самостоятельно высказывать собственное мнение. Для чего обычно апеллируют к имеющемуся опыту старших или самого ребенка, давая оценочные суждения.

 

1.2 Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста как компонент нравственного воспитания

Е.А. Алябьевой установлено, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста по-прежнему большое место занимает воспитание культуры общения. Формируется уважение к окружающим, доброжелательность, волевые качества, сдержанность, что наиболее эффективно происходит обычно в группе детского сада, в коллективе сверстников. Коллектив начинает играть в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей становятся сложней и глубже [16].

С.В. Петериной раскрыто, что в поведении детей старшего дошкольного возраста происходят изменения, убедительно свидетельствующие о том, что дети этого возраста переходят от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Особенно важно при этом учитывать педагогическую оценку (одобрения или неодобрения) конкретного действия, поступка ребенка.

Как утверждает С.В. Петерина, воспитатели у детей старшего дошкольного возраста активно и последовательно формируют дружеские взаимоотношения, вырабатывают привычку играть и заниматься сообща, оказывается большое внимание выработке умения подчиняться требованиям взрослых, соблюдать установленные нормы поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений [17].

По мнению Е. В. Субботского: «активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности» [2].

В дошкольном возрасте детьми накапливается первый опыт культуры поведения, у них формируются начальные навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки [2].

Среди существующих групп культуры поведения детей старшего дошкольного возраста В.Г. Нечаева выделяет следующие:

  1. Организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности).
  2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко второй группе В.Г. Нечаевой относится метод убеждения, положительного примера, поощрение и наказание [6].

Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста:

  • формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • познакомить с правилами культуры поведения;
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
  • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при всём этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей», формулирует Л.В.Куцакова [5].

По мнению И.Н. Курочкиной [8], культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Для дошкольников важно начинать с привития навыков соблюдения этических норм. Обучая дошкольников правилам этикета, выделяют два этапа:

  • начальное формирование первичных представлений о поведенческих правилах;
  • развитие (в старших и в подготовительных группах) этикетных понятий, установление связей между правилами поведения, их нравственной и этической основы.

И.Н. Курочкина [8] определила этапы формирования основ поведенческой культуры ребенка:

  • знание этикетного правила;
  • понимание его разумности и необходимости;
  • умение применять его прагматически;
  • эмоциональное переживание от его выполнения [8].

Важно, чтобы ребёнок, который уже познакомился с некоторыми требованиями культуры поведения, отличал хорошее поведение от плохого поведения. Пройдя этот цикл, дети снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне.

Как считает Т.О. Пономаренко, у детей старшего дошкольного возрасте начинают складываться этические эталоны-образцы, содержащие более или менее обобщенные представления о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольники соотносят свое поведение не только с конкретным поведением взрослых, но и с обобщенными представлениями, т.е. внешний образец поведения взрослых начинает переводиться во внутренний план действий, при этом расширяются возможности нравственного развития личности [9].

Нравственные представления дошкольника влияют на его повседневную жизнь. В реальной жизни ребенком демонстрируются попытки совершения нравственных действий и разрешения конфликтов при проявлении эмоциональной направленности на окружающих.

Рассматривая возраст 5-7 лет, С.А. Козлова и Т.А. Куликова характеризуют его как: «переход от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Дети старшего дошкольного возраста понимают, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле над соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя» [7].

Как считает Н.Л. Кряжева, особенностями культуры поведения детей в старшем дошкольном возрасте являются следующие:

  • у детей складываются первые моральные суждения и оценки;
  • первоначальное понимание общественного смысла этической нормы;
  • возрастает действенность культуры поведения;
  • поведение ребенка начинает опосредоваться этической нормой [19].

Этические нормы, даже те, c которыми ребенок хорошо знаком, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально он выполняет эти нормы только по требованию взрослого или в его присутствии, легко и часто их нарушая. Причем ребенок не может заметить это нарушение и, хотя он отрицательно оценивает подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит [2].

Ребенок, усваивая нравственные нормы, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Он легче видит и оценивает наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстниками, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение поведенческих норм товарищами и ошибается в отношении себя. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет убедиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребёнок начинает реально оценивать себя [3].

Обобщая сказанное, отметим, что развивающиеся моральные суждения и нравственные оценки ребенка являются необходимыми, но недостаточными для нравственного развития и воспитания культуры поведения. Главным условием, при котором нормами морали начинает регулироваться реальное поведение ребенка-дошкольника, является взаимосвязь между нравственным сознанием и нравственным поведением личности. Только когда существует такая связь, норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую, смыслообразующую функцию.

Соответственно в сознании ребенка происходит переход с результата на процесс выполнения нормы, и он начинает следовать норме ради этой нормы, потому что уже не может поступать иначе. Соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Когда он выбирает соблюдение нормы, преодолевает сиюминутные желания и поступается собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму [7].

Правильное формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным только тогда, когда будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста, включающая понимание детьми смысла требований и правил поведения, последовательно сформированной культуры общения детей, соблюдение этических норм, подчинение требованиям взрослого.

1.3 Использование этической беседы как средства формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим этическую беседу как средство воспитания культуры поведения детей. Как думает Е.А. Алябьева, работая над формированием культуры поведения старших дошкольников необходимо проводить её систематически. В процессе воспитания культуры поведения старших дошкольников педагогом создаётся система целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а ребенок решает возникающие в процессе жизни естественные ситуации деятельности и общения.

Одним из наиболее эффективных методов воспитательной работы с дошкольниками является этическая беседа. В старшей группе проявляется необходимость активного и последовательного формирования дружеских взаимоотношений, привычки к общим играм и занятиям, выработке умения подчиняться требованиям, поступая так или иначе, опираться на пример хороших людей, на поступки положительных, героических персонажей известных художественных произведений [21].

Воспитывая культуру поведения детей старшего дошкольного возраста, главное внимание воспитатели уделяют воспитанию культуры общения. Не меньшее место занимают и процессы формирования уважительного отношения к окружающим, у детей в коллективе сверстников развиваются доброжелательность, волевые качества, сдержанность. Коллектив начинает играть в жизни детей все более важную роль, взаимоотношения детей усложняются и становятся глубже и значительней.

Воспитание любого нравственного качества требует применения различных средств воспитания. Во всей системе воспитания культуры поведения большое место отводится группе средств, направленных на то, чтобы сформировать и развить нравственные убеждения, суждения, оценки и понятия. Значительное место в этой группе отводится этическим беседам.  Именно этическая беседа стала одним из эффективных методов уточнения и систематизации нравственных представлений старших дошкольников. Такие беседы органически включаются в систему многообразных методов воспитания [21].

Этическая беседа – это речевое взаимодействие людей, в процессе которой педагог создает для участников ситуации обдумывания, осознания ими нравственных норм, определенной общественной морали как группы ценностей [22].

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Дошкольники узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Цель этической беседы – формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Дети усваивают основное правило: надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. У детей формируется понятие о добром поступке [21].

В процессе подготовки и проведения этических бесед воспитатель занимается связыванием между собой в сознании детей разрозненных фактов представлений и понятий в единое целое, которое и послужит основой развивающейся системы нравственных оценок. Именно усваивая этические понятия и развивая определенную систему культуры поведения, старший дошкольник разбирается в сущности понятий добра и зла, приближается к пониманию представлений об общем благе, справедливости и усваивает первоначальные понятия о человеческом достоинстве [22].

Н.И. Болдырев утверждал, что «Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения ещё не велико, но в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии оценивать своё поведение. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и другие» [21].

Данные темы конкретизируются и дополняются в зависимости от того, какими представлениями, знаниями обладают дети, каков достигнутый ими уровень воспитанности, воспитана ли у них культура поведения. Необходимо обеспечить условия для связывания содержания ведущих и дополняющих тем со всем содержанием педагогического процесса. Иначе не будет обеспечена эффективность воспитания культуры поведения, нравственного воспитания, а также систематизация и обобщение представлений о нравственности и культуре поведения, приобретённых детьми раньше.

Результаты этических бесед непосредственно проявляются в поведении, тех поступках детей, которые они совершают в разных ситуациях, что служит важным условием, закрепляющим результаты педагогического воздействия.

Беседы, формирующие этические представления и гуманные чувства у детей старшего дошкольного возраста, побуждают детей яснее осознавать как положительные, так и отрицательные поступки, явления, ситуации морального характера. Этическая беседа служит основной формой, знакомящей детей с моральными нормами, культурой поведения. Детям становится известно об отношениях людей друг к другу, проявляющихся в различных действиях, которые с моральной точки зрения можно оценить как хорошие и плохие, правильные и неправильные.

В беседах на этические темы воспитатель может, используя конкретные примеры, показать содержание понятий: «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и так далее. В таких беседах воспитатель ставит детей перед тем, какой поступок выбрать. Воспитатель формулирует нравственно направленные вопросы, пробуждающие у детей проявления активности, самостоятельности при решении поставленной задачи [21].

Беседы могут проводиться во время НОД (непосредственная образовательная деятельность) на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. В беседе поднимаются разные вопросы, от кратких вопросов, содержащих проблему нравственного выбора и побуждающих ребенка к оценке поступка, руководствуясь теми нормами и правилами, которые он усвоил раньше, до ситуации с моральной направленностью. Эти ситуации обсуждаются коллективно. В процессе беседы детьми высказываются личные суждения и выслушиваются мнения других, отстаивается своя точка зрения, а в случае необходимости возможен отказ от первоначального мнения [21].

И.А. Петрова высказывает мысль о том, что «Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и другое. Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:

  1. Научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий.
  2. Дать представление о моральной стороне человеческих отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и других видов искусства.
  3. Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
  4. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм.
  5. Учить соблюдать правила поведения [21].

Детям очень нравится, когда взрослые им читают. Велико их стремление к тому, чтобы общаться с воспитателями, родителями, другими значимыми взрослыми. Ими испытывается чувство удовольствия, гордости при правильном ответе на сложный вопрос, при получении одобрения, особенно, если педагогом обрисовывается важность обсуждаемого вопроса.

Если воспитателем не поддерживается эмоциональное отношение детей к беседе, не говорится о том, как она важна, есть опасность, что данный вид работы станет формальным и скучным [21].

Причины падения интереса к беседе могут быть разными. Одна из таких причин ‒ потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни воспитатель опирается на образы, усвоенные детьми, помогает с их помощью корректировать поведение детей, привлекает внимание к ситуациям, которые служат образцами добрых отношений, изыскивает способы, устраняющие нежелательные проявления (недоброжелательность, грубость, упрямство, несправедливость и т. д.) [21].

Осуществление связи бесед с реальной жизнью и деятельностью детей осуществляется при выполнении практических заданий, которые даются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбирают по прочитанным произведениям, жизненным ситуациям.

Осмысление детьми обсуждаемой ситуации сильно зависит от того, как проводится беседа. Прежде всего, ей вредит назидательность, поэтому воспитателем не навязывается своё мнение, а происходит побуждение детей к размышлению, к высказыванию собственного мнения. При этом немаловажна эмоциональность отношения самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голосом, мимикой, жестами подчеркивается отношение к нравственной проблеме, заключённой в содержании ситуации.

Наиболее полноценное осмысление нравственной сути ситуации возможно при четком и правильном формулировании вопросов, логически последовательной их поставке, вопросы должны быть проблемными, то есть должны помогать в решении нравственно-этической проблемы. Важно, чтобы содержание бесед проводилось с опорой на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания [21].

Формируя у дошкольников культуру поведения, С.В. Петерина предлагает широкое использование коллективных игр-занятий, игр-инсценировок, игр-упражнений, специально разработанных ею. Один из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения ‒ этические беседы, считает С.В. Петерина [17].

Используя этические беседы при формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения, учитывается опора на собственный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А также дети должны уметь высказывать свои суждения и выслушать мнения других, отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения знаний о поведенческой культуре беседа не должна носить назидательный характер.

Выводы по первой главе. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно резюмировать, что проблемой формирования представлений и понятий о культуре поведения у детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности.

Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, то есть это учение о том, как нужно вести себя в обществе друзей и близких.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.

Одним из эффективных средств воспитания культуры поведения у личности ребенка является этическая беседа, так как, проводя беседы, воспитатель может, не навязывая свою точку зрения, побуждать детей к размышлениям о правильности освещаемых поступков, высказывать собственное мнение. Детьми в ходе беседы могут быть сделаны правильные выводы, причём дети опираются в основном на собственный опыт, при этом ориентируются на поведение взрослых.

Правильное формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется только при учёте возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Когда дети понимают смысл требований взрослых к правилам поведения и культуры общения, они приучаются осознано соблюдать этические нормы, у них развивается моральное сознание.

Отечественные исследователи, такие как, П.И. Бархатова, С.В. Петерина, Н.И. Курочкина, Е.И. Тихеева сформировала педагогические условия для развития культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Глава II Изучение педагогической практики формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием этической беседы

2.1 Изучение исходного уровня культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с поставленными исследовательскими целями и задачами была организована опытно-экспериментальная работа на базе ДОУ. Нами было проведено экспериментальное исследование состояния культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в группах  «Колокольчик» и «Росинка» в период с 21 декабря 2017 по 31 марта 2018 года.

В исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа «Колокольчик» в составе 25 детей (Приложение А). Контрольная группа «Росинка» в составе 25 детей (Приложение Б). Детям от 5,5 до 6 лет. Основным критерием выборки детей явился возраст.

В опытно-экспериментальную работу мы включали три этапа:

  1. Констатирующий этап. Цель: выявление исходного уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Сроки – декабрь 2017 года.
  2. Формирующий этап. Цель: проведение этических бесед с детьми экспериментальной группы. Сроки: январь-март 2018 года.
  3. Контрольный этап. Цель: выявление достигнутого уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Сроки: конец марта 2018 года.

Задачи исследования:

  1. Подобрать исследовательские методы и методики, отвечающие замыслу экспериментальной работы;
  2. Составить серию этических бесед для детей об этике, культуре поведения в обществе и включить в план опытно-экспериментальной работы;
  3. Определить условия оптимального использования этических бесед в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Нами использовались методики:

  • «Закончи историю» Н.Е.Щурковой (Приложение В);
  • «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой (Приложение Г);
  • «Проигрышная лотерея» М.Т. Бурке-Бельтран (Приложение Д).

Данные методики были выбраны, так как они позволяют получить адекватный нашим задачам исследовательский результат.

Методика: «Закончи историю». Автор методики: Н.Е. Щуркова.

Цель исследования: изучение осознания детьми нравственных норм.

Максимальная оценка 12 баллов. Критерии оценки:

Низкий уровень  осознания детьми нравственных норм 0-4 балла.

Средний  уровень осознания детьми нравственных норм 5-8 баллов.

Высокий уровень осознания детьми нравственных норм  9-12 баллов.

Мы изучили характеристику критериев, которые определяют, на каком именно уровне сформирована культура поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень –  ребенок не может закончить рассказ или окончание рассказа не соответствует нравственным нормам, он неправильно оценивает или совсем не может оценить поступки детей, фигурирующих в  приведенных ситуациях.

Средний уровень –  ребенок правильно оценивает поведение детей в приведённых ситуациях как хорошее и плохое, но не может самостоятельно закончить рассказ, принимая нравственную норму, не может объяснить её значение, не объясняет свою точку зрения, не мотивирует свою оценку.

Высокий уровень –  ребенок самостоятельно заканчивает рассказ, правильно оценивает поступки детей в приведённой ситуации, анализирует и правильно называет нравственную норму, мотивирует свою оценку.

Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, отображены в таблице 1.

Таблица 1 Уровни осознания

нравственных  норм

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс.  число % Абс. число %
Низкий 19 76 21 84
Средний 4 16 3 12
Высокий 2 8 1 4

 

Наглядно данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Осознание детьми нравственных норм на констатирующем этапе исследования.

 

При изучении осознанности детьми нравственных норм по данной методике мы увидели, что в двух группах преобладают дети, которые знают, что такое хорошо и плохо, но не могут мотивировать свой ответ. Приведем пример низкого уровня сфомированности осознания детьми нравственных норм.

Я: «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Ксюша: Я не знаю, что ответила Катя.

Но даже при преимущественно низком уровне осознания детьми нравственных норм, были и такие дети (Дима и Миша), которые смогли проанализировать ситуацию, назвать нравственную форму, оценить поведение участников приведённой ситуации и мотивировать свою оценку. Приведем пример.

Я: «Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, ‒ сказала Люба, ‒ можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Дима: «Возьми, конечно!»

Я: «Почему он так сказал?»

Дима: «Потому что Саша хочет дать карандаш своей подружке.»

Я: «Как поступил Саша?»

Дима: «Я считаю, это хороший поступок».

Я: «Почему?»

Дима: «Потому что нужно всегда делиться».

Показатели осознанности нравственных норм в двух группах очень близки. С низким уровнем осознания нравственных норм выявлено при помощи данной методики детей в экспериментальной группе ‒ 19 (76 %), в контрольной группе – 21 (84 %). Они  правильно определяют  нравственные нормы, но не могут объяснить выбор.

Проводя дальше констатирующий этап, мы использовали методику: «Сюжетные картинки». Автором методики является И.Б. Дерманова.

Цель исследования: изучить эмоциональное отношение детей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам. Обрабатываем результаты, опираясь на следующие критерии.

0 баллов – ребенок ошибается при раскладывании картинок (в одну стопку помещая картинки с изображениями не только положительных, но и отрицательных поступков), эмоциональные реакции на изображённые ситуации отсутствуют или неправильны.

1 балл даётся при правильной раскладке картинок, но при этом ребенок не объясняет свой выбор; проявляет неадекватные эмоциональные реакции.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, может объяснить свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но слабо выражены.

3 балла присваивается ребенку, который всё делает верно и может правильно обосновать свой выбор (иногда способен назвать моральную норму); проявляет эмоциональные реакции не только адекватные, но яркие, проявляющиеся в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Критерии оценки:

Низкий уровень  эмоционального отношения к нравственным нормам проявляется, если ребёнок набирает 0-13 баллов.

Средний  уровень эмоционального отношения к нравственным нормам фиксируется при наборе 14-23 баллов.

Высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам проявляется, если ребёнок набирает 24-30 баллов.

Таблица 2 Уровни осознания эмоционального

отношения к нравственным нормам

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс.  число % Абс. число %
Низкий 20 80 18 72
Средний 4 16 5 20
Высокий 1 4 2 8

 

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 80 % детей экспериментальной группы и  72 % детей контрольной группы. Дети неправильно разложили картинки, не смогли обосновать свой выбор, не проявили эмоциональную реакцию.

Средний уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам проявили 16 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы. Дети правильно разложили картинки: с правой стороны – хорошие поступки, с левой ‒ плохие. Дети смогли объяснить свои действия. Проявили адекватные, но слабо выраженные эмоциональные реакции на поступок героя картинки.

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 8 % детей контрольной группы и 4 % детей экспериментальной группы. Эти дети правильно раскладывают картинки, а также могут обосновать, почему это так, а не иначе, зачастую сопровождая с эмоциональным окриком. Например, Дима, увидев одну из картинок, где показан плохой поступок, закричал: «Какой плохой мальчик! Нельзя так делать!»

Рисунок 2 Осознание детьми эмоционального отношения к нравственным нормам на констатирующем этапе исследования

 

Далее мы использовали методику: «Проигрышная лотерея» автора М.Т.Бурке-Бельтран. Цель методики: исследование культуры морально-нравственного поведения личности.

Критерии оценивания: если ребёнок говорит, что вытянул счастливый билетик, у него не сформировано морально-нравственное поведение.

Если ребёнок не обманывает, а говорит, что билетик не выигрышный, то  морально-нравственное поведение у него сформировано.

Результаты заносились в таблицу 1 и 2 приложения В и представлены в таблице 3.

Таблица  3 Показатели культуры

морально-нравственного поведения

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс.  число % Абс. число %
Сформировано 12 48 7 28
Не сформировано 13 52 18 72

 

Для наглядного представления мы создали рисунок 3.

Рисунок 3  Сформированность у детей нравственного поведения на констатирующем этапе исследования

Проанализировав количественные показатели по данной методике, мы убедились, что у большинства детей из экспериментальной (52 %) и контрольной группы (72 %) не сформировано морально-нравственное поведение. Дети легко обманывают, чтобы получить приз. Так, например, Лера сразу сказала, что билет выигрышный, едва взяв билет из коробки. Но, несмотря на то, что низкий уровень преобладает у детей в двух группах, были дети, которые честно сказали. Например, Саша, посмотрев билет, сразу твёрдо сказал: «Билет невыигрышный!».

Сравнив и сопоставив результаты всех методик, можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень культуры поведения, который требует коррекции и дальнейшего развития.

Исходя из положений гипотезы, в качестве коррекции поведения детей выбрали этическую беседу, запланировав тематическую их серию.

С целью повышения культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста был проведен формирующий этап с использованием этических бесед, который приведен в  следующем параграфе.

 

2.2 Использование этических бесед в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

 

Для проведения дальнейшей работы был  разработан цикл этических бесед, направленных на повышение культуры поведения детей в экспериментальной группе. Были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать цикл этических бесед для формирования осознания детьми нравственных норм, морально-нравственного поведения.
  2. Апробировать разработанный нами цикл этических бесед в экспериментальной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Включить цикл систематических этических бесед в план работы воспитателя.

Сроки реализации опытно-экспериментальной работы формирующего этапа:

январь 2017 г. по март 2018 г.

Этические беседы проводились два раза в неделю.

Разрабатывая цикл этических бесед, опирались на принципы гуманной педагогики М.А. Андрианова, задачей которой является комплексное воспитание гармоничного и культурного человека.

В содержание цикла этических бесед включали такие разделы как:

  1. Отношение к другим людям.
  2. Доброжелательность.
  3. О том, как избежать зла.

На формирующем этапе мы следовали требованиям к организации проведения этических бесед:

  • подготовительный этап;
  • проведение беседы;
  • организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

В качестве главных тем выбрали следующие темы:

  • «Отношение к другим людям»;
  • «Доброжелательность»;
  • «Как избежать зла».

Этические беседы с детьми старались проводить в непринужденной обстановке, что не носило назидательного характера и насмешек. Дети высказывались свободно.

Опираясь на разработанные критерии, определяющие уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, имеем детей с низким, средним и высоким уровнями.

После прослушивания этических бесед дети включены в игровые действия, а также проводились сюжетно-ролевые игры.

 

Таблица 4  Цикл этических бесед

 

Направление развития Образовательные области. Задачи. Формы организации образовательной деятельности детей
НОД (непосредственно-образовательная деятельность) Образовательная деятельность в режимных моментах
Физическое развитие «1. Закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.

2.Развивать внимание, наблюдательность.

3.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре»

Этические беседы:

Три дерева; Два пленника; Может ли Утка командовать Львом; История об одноухих бегемотиках

 

Беседа о дружбе. Чтение Е.Пермяк «Надежный человек». Разучивание пословиц о дружбе. Обыгрывание этических бесед
Художественно-эстетическое развитие «Развивать любовь и интерес к музыке, произведениям искусства, способность понимать содержание художественных произведений разного жанра и эмоционально откликаться на выражение в них чувства и настроения» Этические беседы:

Сумасшедший лес; Дети Солнца

 

 

 

 

Познавательно-речевое развитие «Формирование познавательного интереса к окружающему миру, жизни животных и природе» Этические беседы:

Пастушка и садовник; Медежонок-ветер.

Знакомство с правилом: «Разговаривай со всеми ласково и приветливо». Обыгрывание этических бесед
Социально-личностное развитие «1.Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». 2.Систематизировать правила вежливого поведения.

3.Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

4.Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам»

Этические беседы:

История о короткой дружбе;Волшебный овраг; Злой глаз;

Благородный олень

 

 

Чтение сказок:«Заюшкина избушка», Е.Пермяк «Надежный человек». Разучивание пословиц о дружбе.

Обыгрывание этических бесед

 

В ходе формирующего этапа было проведено 12 бесед (Приложение В), которые использовались в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности. Ребята активно принимали участие в беседах, а также в их обыгрывании.

Было замечено, что дети с низким уровнем культуры поведения стали добрее по отношению друг к другу, вежливее, они переоценили своё поведение. В свободное время с детьми было организовано обыгрывание этических бесед из нашего цикла, в которых они использовали вежливые слова, обращаясь, друг к другу. В ходе бесед детям напоминали о том, что общаться с окружающими нужно вежливо, спокойно.

В образовательной области «Социально-личностное развитие» включены беседы на темы: «Что такое дружба или Человеколюбие». В конце этической беседы были заданы вопросы, например: «Что нужно для того, чтобы стать человеколю­бивым?». На что дети с высоким уровнем осознания детьми нравственных норм отвечали правильно: «Нужно стараться замечать в людях хорошее, а не плохое».

Также дети оценивали и обыгрывали ситуации по правильному поведению в конкретных обстоятельствах. Дело касалось таких категорий, как поделиться игрушками, прислушаться к словам воспитательницы.

Помимо всего прочего, дети пытались именно коллективно отвечать на вопросы и оценивать свой ответ. Также они выбирали для себя правильный вариант поведения. Интересно, что в таких беседах все дети стремятся вести себя именно правильно, опасаясь осуждения окружающих.

Проведенная в течение трех месяцев работа не могла не способствовать повышению культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, что наблюдалось в общении со сверстниками, обращении к старшим и в свободной досуговой деятельности.

Проверка эффективности программы формирующего этапа представлена на контрольном этапе экспериментальной работы.

 

2.3 Аналитическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по изучению культуры поведения детей с использованием этической беседы

 

Для определения эффективности формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы провели исследование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе, использовав такие же диагностические методики, как на констатирующем этапе.

Целью контрольного этапа эксперимента являлось выявление уровня  культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста после проведенной серии этических бесед.

На контрольном этапе проводилось наблюдение за тем, как повысилась культура поведения детей, а именно за их культурой общения, за осознанием нравственных норм. Беседы с детьми показали, что все дети стали здороваться со сверстниками и взрослыми, вежливо вести себя за столом. Однако есть дети, которые не до конца понимают смысл культуры поведения в группе, что требует постоянного внимания со стороны воспитателей. Полученные результаты представлены в таблице 5 и на рисунке 4.

Методика: «Закончи историю». Автор методики: Н.Е. Щуркова.

 

Таблица 5  Уровни

осознания нравственных норм

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс.  число % Абс. число %
Низкий 5 20 21 84
Средний 4 20 3 12
Высокий 16 60 1 4

 

Рисунок 4 Сравнительные результаты осознание детьми нравственных норм

на контрольном этапе исследования

 

Как видно из диаграммы, дети на констатирующем этапе показали следующие результаты: высокий уровень понимания нравственных норм составляет в ЭГ – 60% (16 детей), в КГ – 4% (1 ребёнок). Средний уровень в ЭГ  — 20 % (4 ребёнка), в КГ – 12 % (3 детей). Низкий уровень в ЭГ – всего 20% (5 детей), в КГ – 84% (21 ребёнок).

 

Методика: «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова).

Полученные результаты представлены в таблице 6 и на рисунке 5.

Таблица 6  Уровни осознания детьми

эмоционального отношения к нравственным нормам

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс.  число % Абс. число %
Низкий 8 32 18 72
Средний 4 16 5 20
Высокий 13 52 2 8

 

Рисунок 5  Сравнительные результаты осознания детьми эмоционального отношения к нравственным нормам на контрольном этапе исследования

 

Из диаграммы мы видим, что дети к концу контрольного этапа показали следующие результаты: высокий уровень сформированности составляет в ЭГ – 52 % (13 детей), в КГ – 8 % (2 ребенка). Средний уровень в ЭГ – 16 % (4 ребёнка), в КГ – 20 % (4 ребёнка). Низкий уровень в ЭГ – 32 % (8 детей), в КГ – 72 % (18 детей).

Методика: «Проигрышная лотерея» (М.Т. Бурке-Бельтран).

Полученные результаты представлены в таблице 7 и на рисунке 6.

Таблица 7 Показатели

морально-нравственного поведения

 

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс. число % Абс. число %
Сформировано 12 72 7 28
Не сформировано 13 28 18 72

 

Рисунок 6  Сравнительные результаты показателя морально-нравственного поведения на контрольном этапе исследования

 

Таким образом, полученные результаты показали следующее: в ЭГ культура морально-нравственного поведения детей повысилась и составила72% (18 человек), тогда как в КГ не произошло изменений, то есть у 28 % (7 человек) незаметно никаких явных изменений.

Выводы по второй главе. Сравнивая полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы, можно увидеть динамику роста культуры поведения в целом в экспериментальной группе. Дети в этой группе имеют высокий уровень культуры морально-нравственного поведения и осознания нравственных норм.

Мы можем сказать, что используя в системе цикл этических бесед с детьми экспериментальной группы, добились определенного повышения культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенное исследование опытно-экспериментальной работы доказывает эффективность проведенных этических бесед в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Заключение

 

Воспитание культуры поведения у детей является объектом пристального внимания как учёных, так и педагогов. Эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта детьми.

В трудах ученых подчеркивается важность воспитания культуры поведения, осознания и эмоционального отношения к нравственным нормам, бережного отношения к чувствам других, начиная с дошкольного детства.

Изучив научную психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что одним из эффективных методов воспитания культуры поведения является этическая беседа, так как в процессе беседы взрослый побуждает детей к размышлению, развивает их самостоятельность суждений.

Для повышения культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение, был составлен цикл этических бесед, включенных в календарно-тематическое планирование воспитательной работы. Этические беседы, безусловно, включены в систему многообразных методов воспитания. Правильное тематическое планирование и его реализация дает положительный результат в формировании культуры поведения дошкольников, что подтверждается проведенной опытно-экспериментальной работой с детьми старшего дошкольного возраста.

Используя этические беседы, воспитатель на конкретных примерах показывает, что такое «доброта», «зло», «дружба», обогащает духовно-нравственный мир детей. Конечная цель, к которой стремится воспитатель, в ходе этической беседы – это формирование гуманной личности, с такими нравственными качествами, как: доброжелательность, справедливость, ответственность, доброта, готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается и др.

Итак, в процессе проведенной аналитико-обобщающей и опытно-экспериментальной работы наши положения гипотезы нашли в целом подтверждение, следовательно, можно утверждать тезис о том, что этические беседы являются эффективным средством формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Поставленные цель, задачи настоящей работы выполнены, данной работой не исчерпывается проблема воспитания культуры поведения подрастающих поколений.

Список литературы

Источники:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: 2009.

Литература:

  1. Абраюкова А.М. Проблема формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – М.: 2016. — С. 105-106.
  2. Бархатова, П.И. Воспитание культуры поведения / П.И. Бархатова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 11. — С. 18-25.
  3. Вавилова И.Н. Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с позиции нравственности / И.Н. Вавилова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4 (13) — С. 105-108.
  4. Даминова О.В. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Сборник статей Международной научно-практической конференции — М.: 2016. — С. 47-50.
  5. Данилюк А.Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — С. 15.
  6. Дубровина Д.А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. — — № 5 (5). — С. 146-148.
  7. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 10. — С.30-34.
  8. Лебедева М.Н. Формирование нравственных качеств дошкольников посредством культурно-речевого общения / М.Н. Лебедева // В сборнике: Социальные практики и социальные институты в современном обществе Сборник научно-методических статей. — Йошкар-Ола: 2016. — С. 42-44.
  • Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 7 (25). — С. 120-121.
  • Могилина С Г. Этические беседы как метод воспитания культуры поведения / С. Г. Могилина, С.В. Полетаева // Студенческая наука XXI века. — 2015. — № 2 (5). – С. 90-92.
  • Савельева С.С. Нравственное воспитание. Технология подготовки и проведения этической беседы / С.С. Савельева // В сборнике: Технологии организации воспитательной деятельности учащихся. – Коломна: 2012. – С. 135-148.
  • Свечников В.С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. — 2014. — № 1 (1). — С. 51-56.
  • Свечников В.С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. — 2014. — № 1 (1). — С. 61-64.
  • Хорунженио К.М. Педагогический словарь. — М.: 1997.
  • Шинкарёва Н.А., Соловьева Н.А. Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VI Международной научной конференции. – М.: 2015. — С. 138-139.
  • Юнусова З.Х. Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей / З.Х. Юнусова // В сборнике: Учитель будущего – взгляд из настоящего Материалы региональной научно-практической студенческой конференции с международным участием. Факультет начальных классов – М.: 2015. – С. 263-268.

Ресурсы Интернет:

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://detstvogid.ru/vospitanie-kulturyi-povedeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html
  • Культура поведения как условие нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://works.doklad.ru/view/mf7pyShM7no/all.html
  • Лялина, Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема /Н.А. Лялина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43–2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kultury-vzaimoponimaniya-v-obschenii-starshih-doshkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema
  • Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/eticheskie_besedy_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta-470207.htm
  • Этическая беседа // Педагогическая психология [Электронный ресурс] // http://www.grandars.ru/college/psihologiya/eticheskaya-beseda.html

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Экспериментальная группа «Колокольчик»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Контрольная группа «Росинка»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика: «Закончи историю» Н.Е. Щурковой

Назначение теста. Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

История 5. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

История 6.  Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила…

История 7 Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила…

История 8.  Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил…

История 9. Маша и Даша играли вместе. Маша случайно сломала куклу Даши. Даша ответила …

История 10. Наташа с Димой играли вместе во дворе. Они заметили, как соседский мальчишка обижает маленького котёнка. Что сделали Маша и Дима?

История 11. Маша принесла в детский сад красивую куклу. Оля попросила дать ей поиграть куклой. Маша ответила…

История 12. Дети вместе играли в группе. К ним подошла воспитательница и сказала, что пора обедать. Но сначала нужно прибрать игрушки. Дети ответили …

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой

 

Назначение теста. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.

Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Методика «Проигрышная лотерея» М.Т. Бурке-Бельтран

 

Назначение теста. Диагностика сформированности морального поведения ребенка. Методика разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.

Описание теста. Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Контакты для связи:

WhatsApp и Viber

+41 77 532 37 41

скайп: elenatarokot@mail.ru

e-mail:

1) elenatarokot@mail.ru

2) runologelenatarokot@gmail.com

Фэйсбук 

вКонтакте 

Instagram 

 

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Translate »
error: Content is protected !!