Педагогика, логопедия, дефектология, музыка, физкультура, психология,  Педагогу

Воспитание толерантности у учащихся лицея

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Воспитание толерантности у учащихся лицея

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ.. 5

1.2 Особенности психологии раннего юношеского возраста. 5

1.2 Понятие «толерантности». 11

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ   17

2.1 Методики, организация и анализ результатов констатирующего исследования  17

2.2 Формирующий эксперимент и анализ его результатов. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 53

Как защитить себя и ребенка — жми

Повысить стрессоустойчивость — жми

Самая сильная чистка от негатива и магии- жми

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Идеи терпимости и ненасилия восходят к глубокой древности, возможно, даже к отдаленным временам человеческого филогенеза, когда люди начинали осознавать свою солидарность в малых группах и свою симбиотическую связь с окружающими. В те же времена появились и идеи нетерпимости, даже целая «культура нетерпимости». Возникшая в архаической психологии, нетерпимость прошла с человечеством всю его историю и продолжает активно развиваться (или мешать развитию человечества?) и в настоящее время.

Интерес мирового сообщества к проблеме толерантности актуализировался на рубеже XX и XXI вв. ООН провозгласила 1995 г. «Годом толерантности» [25,c.91], в то же время начинается и ее активное обсуждение в прессе, на телевидении, на конференциях, выходит альманах «Век толерантности», толерантности посвящен сайт www.tolerance.ru.

К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. При анализе толерантности можно отметить, что терпимость – это ключевой термин, который встречается во многих определениях. Многие исследователи подчеркивают, что толерантность предполагает умение быть терпимым, при этом сохраняя собственные ценности и индивидуальность.

В формировании современной толерантной ментальности основополагающий вклад призвана внести сфера образования. Именно сфера образования имеет самое непосредственное отношение к важнейшим мировоззренческим категориям как менталитет и толерантность и способна активно и целенаправленно формировать соответствующие качества и человека, и социума.

Учебное заведение, в частности, лицей имеет потенциальные возможности для формирования у учащихся отношения к толерантности как социально значимой ценности. Это связано с системностью образования, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей лицеистов. При этом особенно важное значение для формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности имеет деятельность социального педагога.

Кроме того, наиболее сензитивным периодом для формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности является ранний юношеский возраст – это этап поиска самостоятельных жизненных ориентиров, выбора социальных норм и ценностей, которые далее уже взрослый человек реализует в жизни. Одна из основных задач раннего юношеского возраста – построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интернализованной» структуры ценностей как руководства к действиям.

 

Цель исследования: изучение особенностей процесса воспитания толерантности у учащихся лицея.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности психологии раннего юношеского возраста;
  2. Рассмотреть понятие «толерантность»;
  3. Экспериментально выявить эффективность специально разработанной программы, направленной на воспитание толерантности у учащихся лицея.

Объект исследования: процесс воспитания толерантности.

Предмет исследования: особенности процесса воспитания толерантности у учащихся лицея.

Методы исследования:

  • теоретический анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
  • формирующий эксперимент;
  • методы наблюдения, беседы;
  • методы математической статистики, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ

1.2 Особенности психологии раннего юношеского возраста

Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Последовательное формирование интеллекта, логической памяти, произвольного внимания, высших эмоций — все это преображает не только внешний облик человека, но и весь рисунок его поведения [17,c.23].

В основе разделения возрастного развития на этапы во всех современных системах лежит идея о новообразованиях Л.С. Выготского. Он считал, что наблюдаемые в поведении человека особенности, нашедшие свое отражение в представлениях об этапности или стадийности развития, связаны с тем, что изменяющиеся формы взаимодействия с внешней средой порождают новые грани психических процессов, а те, в свою очередь, обеспечивают включение в более сложные формы взаимодействия и т.д. [13,c.38].

14-17 лет — переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям [21,c.132].

Часто юность объединяют в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Условия развития

Встречаются четыре варианта развития:

Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Третий вариант развития – это быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения [29,c.14].

Условия личностного развития

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий:

В переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне.

С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

К близким взрослым старшеклассник как бы примеривает свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители» [26,c.98].

Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками — общении «на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы, которые обсуждаются с родителями [20,c.239].

Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

Старшеклассники так же, как и подростки, склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников. Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

Познавательное развитие

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции [22,c.198].

Развитие способностей

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

Ранний юношеский возраст являются достаточно сензитивными для развития всего комплекса разнообразных способностей, и их практическое использование влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста увеличиваются.

Развитие личности в старшем школьном возрасте

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Самоопределение

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.

В ходе исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, выявлены несколько типов временной структуры «Я», выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я» [1,c.79].

В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при котором критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. «Я-прошлое» представляется чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. «Наличное Я» в большей степени тяготеет к будущему и выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Вероятно, такой вариант в большей степени соответствует юношеской возрастной норме — сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее.

Значительно у меньшего числа старшеклассников все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.

Самооценка

Построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности. По данным американских исследователей, подростки 12-13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников.

Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь — более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраивает» [13,c.42].

Варианты самооценки старшеклассников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.

Часть старшеклассников и в XI классе сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей.

Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

Личностные особенности

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период.

Стабилизация личности начинается с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль [13,c.44].

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.

Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Общение

Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками [2,c.88].

Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди подростков и молодых людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми. В ранней юности по сравнению с отрочеством снижается острота межличностных конфликтов и в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте cтаршеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием относятся к ним [5,c.45].

Профориентация

С профессиональным самоопределением связано изменение учебной мотивации. В старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Старшеклассники, ведущей деятельностью которых является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии.

Далеко не все старшие подростки к концу 9 класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность много зарабатывать в будущем.

Нравственное самосознание

На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по Колбергу) [13,c.49].

Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые – учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

1.2 Понятие «толерантности»

Проблема толерантности/интолерантности является в некотором смысле вечной и онтологически неразрешимой для человечества, так как представляет собой следствие существования в мире неодинаковых субъектов. Вместе с тем, в современном социуме значение толерантности неизмеримо возросло, что обусловлено целым рядом факторов. В условиях беспрецедентной вооруженности человечества фактом стало осознание того, что конечен не только отдельный человек, конечно человечество в целом. Толерантность в этой ситуации – это условие биологического выживания человечества, а в более широком контексте – всего живого на планете. Сегодня в мире происходят глобальные изменения, суть которых связана с переходом к иной, чем раньше парадигме мирового устройства: теперь мир представляется не как совокупность отдельных национальных государств, а целостным и неразделимым. Отношение к толерантности как социально значимой ценности есть необходимое условие выживания, сосуществования, развития и взаимообогащения человечества в целом, социальных общностей, отдельного человека. Соотнесенность толерантности с ценностью человека, общества, сохранением и развитием жизни определяют ее ценностный статус, социальную и личностную значимость [7,c.78].

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народа:

  • в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
  • во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
  • в китайском – быть толерантным означает проявлять великодушие в отношении других, позволять, допускать;
  • в арабском языке толерантность – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению [9,12,15].
  • Слово «толерантность» появилось в употреблении в русском языке сравнительно недавно: в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (изд. 1907 года) дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова (т.4. 1940), «толерантность» — производное от французского tolerant — терпимый [18,c.97].

Понятие толерантность и терпимость рассматриваются чаще всего как синонимичные. В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению» [23,c.8].

Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо, а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией A.M. Прохорова трактует «толерантность» как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [24,c.139].

В психологии толерантность понимается как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [8,10,16].

Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [19,c.31].

В словаре по этике под редакцией A.A. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [3,c.6]. Это определение отмечает моральную основу данного качества личности.

В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 года, раскрыта сущность понятия толерантность, которая является основой человеческого взаимодействия. В документе указано, что толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность [6].

Толерантность способствует достижению мира. Она не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Она способствует утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений и уступки чужим убеждениям. При этом каждый свободен придерживаться своих убеждений и взглядов и признавать такое же право за другими, признавать их ценности и индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Критерии толерантности:

  • реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей не зависимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
  • взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  • гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами [4,11,14,27,28].

Толерантность – это сущностное, родовое, свойственное природе человека качество, процесс формирования которого требует создания благоприятных условий; это частный случай ценностного отношения человека к людям вообще; это феномен, взаимосвязанный с переживанием человеком чувства собственной свободы и преодолением собственных эгоцентристских установок.

Толерантность как психофизиологическая характеристика. Толерантность – это терпимость индивида к воздействиям, например, к стрессу, к фрустрациям, к неопределенности в противоположность сензитивности, тревожности, это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. При этом не происходит нарушения адаптивных способностей человека, организм функционирует за счет повышения порогов чувствительности, но не в ущерб собственному здоровью.

Толерантность – это показатель порогов чувствительности индивида к отрицательным, неприятным факторам. Соответственно, если воздействия приносят вред, ущерб психологическому или физиологическому здоровью человека, то мы говорим о низкой толерантности субъекта к такого рода влияниям. Можно иметь высокую толерантным к одним воздействиям и низкую толерантность к другим. Важную роль играет совместимость организма и оказываемых на него влияний.

Созвучное понимание толерантности прослеживается в изучении толерантности к стрессу, неопределенности. В одном из исследований было показано влияние толерантности к неопределенности на склонность к суевериям, к магическому мышлению. Полученные результаты обсуждались сквозь призму становления личностного контроля.

Суеверия, магическое мышление – одни из совладающих стратегий достигнуть контроля над ситуацией с целью адаптации. Было выявлено, что менее толерантные к неопределенности испытуемые оказались более суеверными, у них выше потребность опереться на внешнее окружение. Низкотолерантные воспринимают любую ситуацию как угрожающую в том случае, если не могут ее адекватно структурировать и категоризовать. Поскольку жизнь преподносит подобные ситуации в изобилии, то низкотолерантные чаще пребывают в стрессовом состоянии и, следовательно, в большей мере склоны проявлять магическое, суеверное мышление.

Таким образом, низкая толерантность к неопределенности может привести к суеверности, магическому мышлению, а обусловлена изначально слабым личностным контролем.

В другом исследовании было выявлено, что низкая толерантность к стрессу является следствием нарушения структур самосознания. То, как человек справляется с ситуациями неопределенности, показывает, какие стратегии совладания для него в жизни более приемлемы. Но люди различаются по тому, что считается ими ситуацией неопределенности и стресса. Для каждого человека существуют некие свои параметры, по которым стрессовые ситуации осознаются как таковые, как приводящие к стрессу.

Показатель толерантности – это показатель индивидуальных порогов чувствительности, терпимости к стрессу, к неопределенности. В первом подходе интолерантность – это низкая переносимость ситуаций стресса, неопределенности. Стратегии совладания, навыки самоконтроля помогают человеку преодолевать неприятные для него состояния. Как показывают вышеописанные исследования, респонденты с более высоким самоконтролем, сформированными структурами самосознания, как правило, более толерантны, так как умеют преодолевать ситуации стресса и неопределенности.

Психофизиологическая толерантность не бывает «безграничной»; она возможна до той степени, пока не причинен вред организму.

Толерантность в социальных отношениях

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что индивид либо не воспринимает различий между собой и другими людьми, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

Повышение уровня толерантности сопряжено с двумя умениями: преодолевать негативные впечатления от общения с партнером и устранять обстоятельства, вызывающие негативные реакции. Как пишет В.В.Бойко, можно выделить несколько уровней коммуникативной толерантности:

  • ситуативная толерантность – проявляется в общении с конкретным человеком (коллегой, брачным партнером и т.п.).
  • типологическая толерантность – наблюдается в отношении человека к группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя. Низкий уровень типологической толерантности проявляется в таких суждениях, как «меня раздражают представители такой-то нации», «лучше не иметь дела с пенсионерами» и т.п.
  • профессиональная толерантность – выявляется в отношении индивида к собирательным типам людей, с которыми приходится взаимодействовать по роду деятельности, главным образом, в рабочей обстановке. В частности, можно говорить о терпимости врача к больным, парикмахера – к клиентам, стюардессы – к пассажирам и т.п. [11,c.12-20].

Также существует общая коммуникативная толерантность, которая предполагает отношение к людям в целом и обусловлена жизненным опытом, характером, ценностями, состоянием психического здоровья человека.

Толерантность как способность к позитивному взаимодействию с людьми и способность к сопротивлению неблагоприятному влиянию окружающей среды является одним из факторов позитивной социализации личности.

Процесс формирования толерантности не является произвольным и требует создания комплекса педагогических условий, предполагающих повышение коммуникативной культуры всех участников педагогического процесса, осуществление преемственности в формировании толерантности на всех этапах общего образования и включение учащихся совместно с педагогами, родителями в социально значимую деятельность.

Выводы:

Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, а также с преодолением собственного эгоцентризма, проявляющегося в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным и требует создания благоприятных педагогических условий.

Сензитивным к воспитанию толерантности является ранний юношеский возраст, чему способствуют:

  • интерес юношей к образу жизни других людей;
  • внимание к вопросам собственной культурной идентичности;
  • стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам;
  • определение своей позиции в сфере человеческих отношений;
  • развитие рефлексии и чувства социальной ответственности.

При этом препятствовать формированию толерантности могут:

  • повышенная конфликтность;
  • агрессивность;
  • эгоизм;
  • инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий – между потребностью юношей в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных условий для этого.

Сформированность толерантности учащихся определяется следующими критериями:

  • субъектная активность, показателями которой являются социальная и личностная самоидентификация, оптимистический взгляд на мир, инициативность;
  • устойчивость личности, которая проявляется в эмоциональной стабильности, самостоятельности, ответственности, уверенности в себе, рефлексивности;
  • вариативность мышления — умение работать с проблемами, искать и находить пути их решения, показателями которого являются отсутствие у учащихся стереотипов в восприятии, наличие у них способностей к проведению мыслительных операций: анализу, синтезу, абстрагированию, классификации;
  • ценностное, уважительное отношение к человеку, показателями которого является наличие у человека эмпатических способностей, доброжелательности, рефлексивности, готовности усомниться в безусловной правильности своей позиции.

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ

2.1 Методики, организация и анализ результатов констатирующего исследования

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 учащихся Гомельского профессионального аграрно-технического лицея. Из них 15 юношей – учащиеся группы Э11 (электрики) и 15 девушек из группы П11 (продавцы).

Средний возраст выборки – 16,6 лет.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень толерантности у учащихся лицея.

Методика эксперимента: для фронтального изучения толерантности учащихся была использована «Методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Инструкция:

Вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Свои ответы следует проставлять («V» или «+») в одной из четырех колонок.

Меру согласия с суждения выражайте следующим образом:

0 – баллов – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени (несильно),

2 – верно в значительной степени (значительно),

3 – верно в высшей степени (очень сильно).

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам.

  1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
  2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
  3. Шумные детские игры переношу с трудом.
  4. Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.
  5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3.

  1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
  2. Меня раздражают любители поговорить.
  3. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.
  4. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
  5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.

  1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).
  2. Так называемые «новые белорусы» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
  3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.
  4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
  5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

  1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
  2. Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен.
  3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
  4. Мне неприятны самоуверенные люди.
  5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  1. Я имею привычку поучать окружающих.
  2. Невоспитанные люди возмущают меня.
  3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
  4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
  5. Я люблю командовать близкими.

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  1. Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.
  2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.
  3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
  4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
  5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения – склонность к обидчивости и злопамятливости (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
  2. Меня часто упрекают в ворчливости.
  3. Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.
  4. Нельзя прощать людям бестактные шутки.
  5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь.

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
  2. Внутренне я не одобряю приятелей, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
  3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою жизнь.
  4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
  5. Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.

Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  1. Обычно мне трудно идти на уступки.
  2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
  3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым людям.
  4. Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.
  5. Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Обработка и интерпретация результатов теста: чем больше балов, тем ниже уровень толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать (135), свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим.

При подсчете баллов необходимо обратить внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у испытуемого высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами.

Критерии оценки:

Высокий уровень толерантности – 0-65 баллов;

Средний уровень – 66-94 балла;

Низкий уровень – 95-135 баллов.

Нами были получены следующие результаты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2):

 

 

Рис.2.1 Результаты Э11

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

 

Рис.2.2 Результаты П11

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

 

Рис.2.3 Сравнение результатов Э11 (1 ряд) и П11 (2 ряд)

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

Итак, мы видим, что уровень толерантности у юношей-электриков (Э11) находится на более высоким уровне, чем у девушек-продавцов (П11). Так, высокий уровень выявлен у 26,7 % юношей, средний – у 40 % и низкий – у 33,3%. В то же время у девушек высокий уровень толерантности не выявлен, средний уровень – 20 % и у 80 % диагностирован низкий уровень.

При этом наибольшие показатели у юношей по шкалам «Тенденция оценивать людей, исходя из собственного «Я»; «Склонность подгонять партнеров под себя, делать их удобными», а у девушек «Категоричность и неизменность оценок в адрес окружающих», «Склонность переделывать и перевоспитывать партнера» и «Склонность к обидчивости и злопамятливости».

В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни. Настоящий статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоном в 1945 году. В 1947 году метод был улучшен и расширен Х.Б. Манном и Д.Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.

Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом – тот, где они предположительно ниже. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами, поэтому, чем меньше U эмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Результаты статистического анализа:

 

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 49 1 69 5
2 54 2 81 8
3 59 3 94 13
4 65 4 99 15.5
5 77 6 102 19
6 79 7 111 21
7 84 9 112 22
8 92 10 121 23
9 93 11.5 122 24.5
10 93 11.5 122 24.5
11 95 14 130 26
12 99 15.5 131 27
13 101 17 132 29
14 102 19 132 29
15 102 19 132 29
Суммы: 149.5   315.5

 

Результат: U эмп = 29,5.

U кр
p≤0.01 p≤0.05
56 72

 

 

 

 

Статистический анализ выявил значимые различия в уровне толерантности у юношей (Э11) и девушек (П11), т.е. подтвердил эмпирические данные.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в целом уровень толерантности у учащихся лицея находится на недостаточном уровне, т.е. лицей не в полной мере реализует заложенные в нем возможности. Так, задача формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности лишь опосредованно представлена в нормативных образовательных документах. Применяемые в массовой практике учебно-методические комплексы недостаточно сориентированы на формирование обозначенного личностного образования. Наиболее используемые в школе дидактические средства, прежде всего, направлены на стимулирование познавательной активности учащихся, активности личностного характера не уделяется должного внимания.

 

2.2 Формирующий эксперимент и анализ его результатов

 

Далее в течение 6 месяцев с учащимися лицея проводился формирующий эксперимент, направленный на воспитание толерантности. Нами была разработана «Программа воспитания толерантности у учащихся лицея» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Цель формирующего эксперимента: выявить эффективность разработанной программы.

Гипотеза эксперимента: формирование толерантности учащихся будет успешным при условии использования специально разработанной программы:

психолого-педагогического просвещения учащихся для расширения и углубления знаний о Других, о способах межличностного взаимодействия;

повышения коммуникативной культуры участников образовательного процесса с целью формирования готовности и способности учащихся к диалогу и сотрудничеству;

преемственности в воспитании толерантности на всех этапах общего образования;

включения учащихся в социально-значимую деятельность.

После 6-месячной социально-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент. Нами были получены следующие данные:

 

 

Рис.2.4 Результаты Э11

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

 

 

Рис.2.5 Динамика изменения уровня толерантности в Э11

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

 

Рис.2.6 Результаты П11

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

 

Рис.2.7 Динамика изменения уровня толерантности в П11

1 – высокий уровень; 2 – средний; 3 – низкий уровень

 

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов показал, что за 6 месяцев уровень толерантности значительно вырос в обеих группах. Так, в Э11 высокий уровень толерантности выявлен уже у 53,3 % группы, а низкий уровень не вообще диагностирован. У девушек-продавцов из группы П11 высокий уровень показали 13,3 % , средний – 46,7 % и низкий уровень выявлен у 40 % обследуемых (против 80 % на констатирующем этапе).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специально разработанная программа позволяет успешно воспитывать толерантность у учащихся лицея. Следовательно, гипотеза подтверждена.

Результаты статистического анализа (Э11):

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 49 5 45 2.5
2 54 6 45 2.5
3 59 7 45 2.5
4 65 11 45 2.5
5 77 17 60 8
6 79 18 62 9
7 84 19 65 11
8 92 23 65 11
9 93 24.5 67 13
10 93 24.5 68 14
11 95 26 70 15
12 99 27 72 16
13 101 28 90 20
14 102 29.5 91 21.5
15 102 29.5 91 21.5
Суммы: 295   170

Результат: U эмп = 50.

U кр
p≤0.01 p≤0.05
56 72

 

 

 

 

Результаты статистического анализа (П11):

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 69 3.5 65 1.5
2 81 9.5 65 1.5
3 94 12 69 3.5
4 99 16 74 5
5 102 19.5 77 6
6 111 21 78 7.5
7 112 22 78 7.5
8 121 23 81 9.5
9 122 24.5 85 11
10 122 24.5 95 13.5
11 130 26 95 13.5
12 131 27 96 15
13 132 29 100 17
14 132 29 101 18
15 132 29 102 19.5
Суммы: 315.5 149.5

Результат: U эмп = 29,5.

U кр
p≤0.01 p≤0.05
56 72

 

 

 

 

 

Таким образом, статистический анализ подтвердил эмпирический вывод о том, что специально разработанная программа позволяет успешно воспитывать толерантность у учащихся лицея.

 

Выводы:

 

В исследовании приняли участие 30 учащихся Гомельского профессионального аграрно-технического лицея. Средний возраст выборки – 16,6 лет.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня толерантности у учащихся лицея.

Для изучения уровня толерантности учащихся была использована «Методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко».

Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что уровень толерантности у юношей-электриков (Э11) находится на более высоким уровне, чем у девушек-продавцов (П11). Однако, в целом уровень толерантности у учащихся лицея находится на недостаточном уровне, т.е. лицей не в полной мере реализует заложенные в нем возможности.

Далее в течение 6 месяцев с учащимися лицея проводился формирующий эксперимент, направленный на воспитание толерантности. Целью формирующего эксперимента было выявление эффективности разработанной нами программы.

Была выдвинута гипотеза эксперимента: формирование толерантности учащихся будет успешным при условии использования специально разработанной программы:

психолого-педагогического просвещения учащихся для расширения и углубления знаний о Других, о способах межличностного взаимодействия;

повышения коммуникативной культуры участников образовательного процесса с целью формирования готовности и способности учащихся к диалогу и сотрудничеству;

преемственности в воспитании толерантности на всех этапах общего образования;

включения учащихся в социально-значимую деятельность.

Процесс формирования у лицеистов отношения к толерантности как социально значимой ценности включал 5 этапов. В ходе ценностно-ориентировочного, смыслопоискового, эвристического, рефлексивно-прогностического этапов происходило последовательное формирование исследуемого личностного образования соответственно уровням его проявления. Логика процесса формирования у лицеистов отношения к толерантности как социально значимой ценности была обусловлена психологической основой, представленной процессами смыслообразования, смыслоосознания, смыслостроительства.

Процесс формирования у лицеистов отношения к толерантности как социально значимой ценности оказался эффективен при организации личностно значимых социально-педагогических ситуаций, являющихся комплексным средством воздействия на личность, включающих в себя:

ценностное содержания гуманитарных дисциплин, организованное на основе социально-ценностной проблемы;

систему учебных задач личностно-смыслового характера, направленную на освоение уч-ся личностного смысла социально значимой ценности «толерантность» посредством разрешения отдельных аспектов социально-ценностной проблемы;

взаимодействие субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях.

После 6-месячной социально-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов показал, что за 6 месяцев уровень толерантности значительно вырос в обеих группах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что специально разработанная программа позволяет успешно воспитывать толерантность у учащихся лицея. Следовательно, гипотеза подтверждена.

Статистический анализ подтвердил эмпирический вывод о том, что специально разработанная программа позволяет успешно воспитывать толерантность у учащихся лицея.

Таким образом, социально-педагогическими условиями формирования толерантности у лицеистов являются:

организация встреч лицеистов с иными культурами в среде, привлекательной и ценной для девушек и юношей;

проблематизация отношений девушек и юношей к представителям иных культур;

организация специальных дискуссий для соотнесения мнений девушек и юношей в отношении иных культур;

организация рефлексии учащимися этих отношений;

оказание помощи лицеистам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения.

Формирование толерантности обусловлено также особенностями позиции социального педагога, выражающейся в демонстрации своего отношения к учащемуся как к взрослому члену общества, в толерантности к юношеской субкультуре, в признании свободы его ценностного самоопределения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало XXI века – сложный период в развитии современной цивилизации. С одной стороны, величайшие научные открытия и свершения, высокий уровень развития промышленного производства, с другой – разрушительные войны, террористические акты, рост преступности, социальное расслоение, назревающий экологический кризис. Это время начавшейся международной интеграции, превращения монокультурных государств в полиэтнические сообщества. Параллельно с этими процессами всё сильнее начинает проявляться стремление наций, народов к сохранению своей культуры, своей самобытности. Данные обстоятельства поставили на повестку дня вопрос о возможности или невозможности сохранения и дальнейшего развития земной цивилизации. Одним из условий выхода из сложившейся ситуации может стать воспитание нового типа человека, человека толерантного, который будет стремиться к установлению толерантных взаимоотношений с другими людьми, отношений, основанных на взаимной терпимости, уважении, признании права другого быть не похожими на остальных. Эти взаимоотношения должны стать социальной нормой современного общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях.

В современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур.

Отношение к толерантности как социально значимой ценности представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью лицеиста с ценностью «толерантность», включающее в себя знание о социально значимой ценности «толерантность», эмоционально-оценочное отношение к нему, осознание толерантности как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.

Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов отношения к толерантности как социально значимой ценности обусловлено потенциалом социально-педагогической деятельности, отражающим проявление социально значимой ценности «толерантность» и спецификой присвоения данной ценности в юношеском возрасте.

В настоящей работе:

рассмотрены особенности психологии раннего юношеского возраста и понятие «толерантность»;

экспериментально выявлена эффективность специально разработанной программы, направленной на воспитание толерантности у учащихся лицея.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи работы выполнены, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена в эмпирической части исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Абакумова, И.В., Ермаков, П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании// Вопросы психологии. 2003. № 3. — С. 78-82.
  2. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: 2000. – 232 с.
  3. Артемов, О.Ю. Овчинникова, Н.В., Этингоф, М.Е. Современное общество и система социального партнерства. – Ростов-на-Дону, 2002. – 67 с.
  4. Асмолов, А.Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. — М.: Летний Сад, 2002. – 123 с.
  5. Белинская, Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: 2010. – 204 с.
  6. Губер, В. Культура мира: Обращение к 57–й Генеральной Ассамблее Германской комиссии по делам ЮНЕСКО, Берлин, 19 июня 1997 г. // Год 2000: На пути к культуре мира и ненасилия: Материалы междунар. науч.–практ. конф. (Москва, 8-9 дек. 1997 г.). – М.: 1998. – С. 34-47.
  7. Дробижева, Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие // Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». – М.: ИЭА РАН, 1997. – С. 78-83.
  8. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость // Вестник СпбГУ. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. – 1996, вып. 3. – С. 71-78.
  9. Идентичность и толерантность: Сб. статей – М.: 2002. – 427 с.
  10. Козырева, П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. – М.: 2008. – 95 с.
  11. Комогоров, П.Ф. Социальная толерантность и необходимость ее формирования // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета: (Общественные науки) // Курган. гос. Ун-т. – Курган: 1999. – С. 12-20.
  12. Круглова, Н.В. Толерантность как задача практической философии // Перспективы практической философии на рубеже тысячелетий: Материалы теорет. семинара 9 марта 1999. – СПб.: 1999. — C. 80-84.
  13. Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
  14. Лекторский, В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. № 11. – С. 4-10.
  15. Лекторский, В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4. — С. 14-18.
  16. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. — С. 46-54.
  17. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. /Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  18. Николсон, П. Толерантность как моральный идеал//Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. 2002. № 1. — С. 97-111.
  19. Перцев, А.В. Ментальная толерантность //Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. №1. — С. 30-47.
  20. Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л.И.Анцыферова. — М.: 2001. – С. 238-243.
  21. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
  22. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 2006. — 304 с.
  23. Скворцов, Л.В. Перспективы толерантности // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Толерантность и архитектоника эмоций/ Под ред. Л. В. Скворцова. — М.: ИНИОН РАН, 200 — С. 8-46.
  24. Скворцов, Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения?// 1997. № 3. — С. 138-155.
  25. Степанов, П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001. №9. — С. 91-92.
  26. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – СПб.: Речь, 2001. – 215 с.
  27. Уолцер, М. О терпимости. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 364 с.
  28. Хомяков, М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество. 1999. № 2. — С. 160-189.
  29. Ярская, В.Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. – С. 12-17.

Вступить в клуб:

Мой новый канал:

Интересные гадания

колода карт

Канал на YouTube: 

Видео гадания

Фэйсбук 

вКонтакте 

Instagram 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко

 

№ п/п Вопросы Баллы
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
Шумные детские игры переношу с трудом.
Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
Меня раздражают любители поговорить.
Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.
Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).
Так называемые «новые белорусы» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
Мне трудно срыть, если человек чем-либо неприятен.
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
Мне неприятны самоуверенные люди.
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.
Я имею привычку поучать окружающих.
Невоспитанные люди возмущают меня.
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
Я люблю командовать близкими.
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня пытка.
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
Меня часто упрекают в ворчливости.
Я долго помню обиды, причиненные мне тем, кого я ценю или уважаю.
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него, тем не менее обижусь.
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.
Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.
Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
Всего:

 

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

Имя_______________Группа__________пол_____Дата обследования________

 

 

 

№ п/п Шкалы Баллы Уровень
1 способность принимать или не принимать индивидуальности людей
2 тенденция оценивать людей, исходя из собственного «Я»
3 категоричность и неизменность оценок в адрес окружающих
4 умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей
5 склонность переделывать и перевоспитывать партнера
6 склонность подгонять партнеров под себя, делать их удобными
7 склонность к обидчивости и злопамятливости
8 терпимость к дискомфортным состояниям окружающих
9 адаптационные способности во взаимодействии с людьми

 

Общий уровень толерантности:

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Результаты первичного обследования

 

№ п/п Э11 П11
баллы уровень баллы уровень
1. 49 высокий 69 средний
2. 54 высокий 81 средний
3. 59 высокий 94 средний
4. 65 высокий 99 низкий
5. 77 средний 102 низкий
6. 79 средний 111 низкий
7. 84 средний 112 низкий
8. 92 средний 121 низкий
9. 93 средний 122 низкий
10. 93 средний 122 низкий
11. 95 низкий 130 низкий
12. 99 низкий 130 низкий
13. 101 низкий 131 низкий
14. 102 низкий 131 низкий
15. 102 низкий 131 низкий

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Программа воспитания толерантности у учащихся лицея

 

Толерантность является врожденным качеством. Она подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, образовательное учреждение (в нашем случае лицей) участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности.

 

Формы и методы воспитания толерантности

 

Формы Методы
Беседы;

Дискуссии;

Игровые тренинги;

Коммуникативные тренинги;

Праздники;

КТД;

Игровые и конкурсные программы;

Викторины, выставки, познавательные игры.

Беседа (в том числе эвристическая);

Дискуссия;

Пример;

Поощрение;

Создание социальных проб;

Убеждение (самоубеждение);

Внушение (самовнушение);

Игровые методы;

Требование;

Метод саморегулирования;

Метод воспитывающих ситуаций;

Метод соревнования;

Метод анализа деятельности и общения ребенка;

Поручения;

Метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.);

Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Результаты повторного обследования

 

№ п/п Э11 П11
баллы уровень баллы уровень
1. 45 высокий 65 высокий
2. 45 высокий 65 высокий
3. 45 высокий 69 средний
4. 45 высокий 74 средний
5. 60 высокий 77 средний
6. 62 высокий 78 средний
7. 65 высокий 78 средний
8. 65 высокий 81 средний
9. 67 средний 85 средний
10. 68 средний 95 низкий
11. 70 средний 95 низкий
12. 72 средний 96 низкий
13. 90 средний 100 низкий
14. 91 средний 101 низкий
15. 91 средний 102 низкий

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Translate »
error: Content is protected !!