цымбалы
Дипломы,  Педагогика, логопедия, дефектология, музыка, физкультура, психология

Преодоление эстрадного волнения

Программа, направленная на преодоление  эстрадного волнения у учащихся ДШИ

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РАБОТЫ (с картинками, графиками, диаграммами) МОЖНО КУПИТЬ за 200 рублей. ПИШИТЕ на адрес:

elenatarokot@mail.ru

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ.. 5

1.1 Концертная деятельность в детских музыкальных школах. 5

1.2 Сценическое волнение: понятие, причины, формы.. 7

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДШИ ПО КЛАССУ ЦИМБАЛ.. 11

2.1 Методики, организация и анализ результатов педагогической работы.. 11

2.2 Педагогико-психологическая работа, направленная на преодоление сценического волнения. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Выход на сцену учащегося ДШИ – это желанная цель и ответственный момент. Выступление перед аудиторией является кульминацией, итогом проделанной работы для юного музыканта. В то же время на этапе обучения в музыкальных школах внимание педагогов уделяется только росту технического исполнительского мастерства и совершенствованию профессиональных навыков и умений учащихся. А ведь успех на сцене зависит не только от уровня профессионального мастерства маленького музыканта. Большую роль играют особенности его психики и прежде всего те, которые обеспечивают противостояние различного рода неблагоприятно действующих факторов во время исполнительской деятельности.

Концертное выступление представляет собой деятельность, которая осуществляется в условиях, отличных от обычных репетиционных условий. Ими могут стать как внешние объективные факторы (незнание исполнителем акустических возможностей концертного зала; техническое несовершенство музыкального инструмента, на котором исполняется концертная программа; реакция публики на выступление; шумовые помехи и т.п.), так и внутренние субъективные факторы (высокая степень ответственности, боязнь ошибок, неудач и др.). Наличие стрессового фактора может вызывать негативные психические состояния выступающего, т.е., публичные выступления являют собой разновидность деятельности в экстремальных условиях, что предъявляет существенно более высокие требования к нервно-психической организации человека.

Н.А. Римский-Корсаков часто повторял, что сценическое (эстрадное) волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение [15,c.2]. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко разучено музыкальное произведение. Многие музыканты тщательнейшим образом изучают тонкости нотного текста, обдумывают исполнительский план, бесконечно репетируют все фрагменты предстоящего выступления, но, выходя на сцену, теряют способность контролировать происходящее и не могут успешно реализовать выношенные художественные намерения. Пианист Ан­тон Рубинштейн писал о своем состоянии: «Вещь, которую я должен испол­нять, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Сидишь у фортепиано и дрожишь на каждом такте» [17].

Количество экстремальных состояний, которым может быть подвержен и музыкант, весьма велико: стресс, аффект, фрустрация, паника, страх, психологический кризис и т.п. [14,c.12]. Приёмы регуляции и саморегуляции сценического состояния – это важный компонент психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но методика такой саморегуляции недостаточно изучена. Музыканты редко пишут научные работы по проблемам сценического волнения, потому что не обладают необходимыми знаниями в области психологии, а психологи с опаской обращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности. Только лишь в отдельных работах психологов затрагивается вопрос влияния стресса на успешность творческой деятельности и воздействия на артиста разных стрессоров, мешающих творческому процессу, в которых такая напряженность называется «боязнью рампы» или «страхом выступления», «предпремьерным возбуждением» (4,6,10,11,14).

Итак, анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что в настоящее время практически отсутствуют достоверные данные о сценическом волнении учащихся музыкальных школ и влиянии волнения на эффективность исполнительской деятельности. Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется потребностями педагогической практики, ее недостаточной научной разработанностью и необходимостью изучения приемов и методов преодоления сценического (эстрадного) волнения.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить эффективность программы, направленной на преодоление  эстрадного волнения у учащихся ДШИ по классу цимбал.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности концертной и конкурсной деятельности учащихся и раскрыть понятие сценического волнения;
  2. Описать практический опыт преодоления сценического волнения у учащихся ДШИ по классу цимбал.

Объект исследования: сценическое волнение.

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на преодоление  сценического/эстрадного волнения у учащихся ДШИ по классу цимбал.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; методы наблюдения, беседы; графические и табличные интерпретации полученных в ходе обследования учащихся данных.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1 Концертная деятельность в детских музыкальных школах

Концертное выступление музыканта – это один из самых сложных видов человеческой деятельности, требующий от исполнителя серьезных эмоциональных, волевых, личностных и физиологических вложений. На сценическое состояние артиста оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент исполнения музыкального сочинения  – это: исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации, художественное истолкование сочинения.

Готовность музыканта к концертному выступлению имеет сложную структуру (рис.1 приложение 1) [4,c.69]. На макроуровне – это общепрофессиональная подготовленность, которая осуществляется длительное время и систематически. На мезоуровне – подготовленность к исполнительской деятельности: готовность исполнительских действий (умственных, сенсорных, двигательных), объединенных в целостную систему – готовность определенной концертной программы. На микроуровне – подготовленность музыканта к данному концертно­му выступлению. Этот уровень связан с мобилизационной готовностью к исполнению концертной программы, психоэмоциональным настроем на предстоящее выступление.

Непременный фактор успешного концертного выступления – это надежность. Надеж­ность музыканта-исполнителя в концертном выступлении – это комплексное психологическое свойство музыканта сохранять качества саморегуляции, помехоустойчивости, стабильности в условиях негативного воздействия внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воплощения исполнителем художественного замысла композитора. Можно выделить основные факторы, значимо влияю­щие на процесс формирования надежности в концертном выступлении (рис. 2 приложение 1): психофизиологические свойства музыканта-исполнителя, опреде­ляющие особенности психических процессов; психические состояния как определенный уровень работоспособно­сти и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времени; когнитивные процессы как способ узнать и объяснить особенности выполнения любой сложной деятельности, к каковой относится музыкально-исполнительская деятельность; психомоторные процессы, непосредственно определяющие содержа­ние двигательной деятельности музыканта; высокая мотивация музыканта-исполнителя как потребность в само­выражении и общении, возникающая непосредственно перед выходом на сцену [4,c.72].

Концертные выступления в ДМШ и ДШИ – это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, результат его напряженного творческого труда, ответственный акт, стимулирующий его дальнейший творческий рост. Во время обучения в музыкальных учебных заведениях учащиеся обязательно выступают на академических концертах, зачетах, экзаменах; лучшие учащиеся принимают участие в профессиональных конкурсах, отчетных концертах, лекциях-концертах и т.д. Таким образом, публичные выступления являются одним из важных элементов учебного процесса и готовят обучающихся к профессиональной деятельности исполнителя, так как успешность публичных выступлений зачастую является определяю­щим фактором в выборе молодым музыкантом сферы своей деятельности в будущем: педагогической или исполнительской.

Трудный путь от начала знакомства с конкретным музыкальным произведением и до концертного выступления на сцене, либо в экзаменационном классе детской музыкальной школы, ученик проходит со своим педагогом-наставником, роль которого в процессе изучения и подготовки к концертному исполнению музыкального произведения трудно переоценить. Перед преподавателем стоит очень сложная и многогранная задача – развить в своем ученике все основные качества настоящего артиста-исполнителя. Но педагогу следует подходить с осторожностью к решению этой сложной задачи, особенно если дело касается начального этапа обучения юного исполнителя. Опытный педагог знает, что настоящего концертного исполнителя нужно растить постепенно, последовательно совершенствуя его исполнительское мастерство, открывая перед ним все новые и новые горизонты, к которым, несомненно, нужно стремиться.

Публичное выступление у зрелого музыканта – цель, а в детской педагогике – средство развития. Определяя значимость выступления на эстраде, необходимо помнить, что произведение живет только будучи исполненным публично, и след в душе ученика оно оставляет тогда, когда он превращается в артиста, когда у него есть слушатели. При умелом педагогическом влиянии каждое выступление подводит ученика к внутренним «открытиям»: себя как артиста, красивой музыки, «открытию» в себе творческих возможностей. Выступление на концерте, конкурсе – событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего индивидуальность ученика [5,c.45].

 

1.2 Сценическое волнение: понятие, причины, формы

Психологическая подготовка юного музыканта к концертному исполнению на всем протяжении его творческой работы должна стать одним из главных моментов, на который педагог должен постоянно обращать свое внимание и заниматься его совершенствованием. Ведь для музыканта, не менее чем для актера, всегда актуальны слова К. Станиславского о психологическом состоянии, переживаемом артистом: «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать» [13,c.67].

Сбои в психике исполнителя, по мнению выдающейся русской пианистки, профессора Ленинградской консерватории Н.И. Голубовской в статье «Советы молодому исполнителю», происходят, в частности, от смены привычного ритма и уклада жизни в предконцертный период, чего допускать не следует [5,c.45]. В 1974-м году российский психолог Л.Л.Бочкарёв [4] в дни V Международного конкурса им. П.И.Чайковского провёл эксперимент с несколькими конкурсантами во время одного из туров. Перед выходом на сцену у них измеряли кровяное давление, температуру и т.д. Полученные показатели, в которых отразилась степень волнения, сопоставлялись с художественными результатами конкурсного выступления. Выяснилось, что в наиболее «выгодном» положении оказались те участники, волнение которых было умеренным. Они смогли наиболее полно выразить свои замыслы. Тот, кто слишком сильно волновался, многое «потерял», кто был наоборот очень спокоен, не сумел увлечь публику, его игра буквально «потерялась» в большом зале, а порой была просто скучной. Следовательно, именно средний уровень наиболее полно приближается к продуктивному волнению.

В книге известного музыковеда и педагога, доктора искусствоведения В.Ю. Григорьева «Исполнитель и эстрада» [7,c.12] рассматривается широкий круг вопросов, связанных со спецификой музыкального творчества в условиях сцены, эстрады, речь также идет о важности предконцертной подготовки и собственно характере поведения на эстраде.

Другой автор, посвятивший раздел своей книги «Музыкальная психология» — это А.Л. Готсдинер [6], музыкант, начавший в 50-е годы ХХ в. разрабатывать область музыкальной психологии. В главе № 16 под названием «Социальный и психологический анализ эстрадного волнения» им дается обзор вышеупомянутых проблем с точки зрения психологии, физиологии, музыки и социальной обстановки, в которой находится исполнитель [6,c.278].

Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты, пианисты обращают внимание, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. «Сценическое волнение на всех действует по-разному» [1,c.5]. «Один студент ничего не боится, другой – трясется как осиновый лист, третий – впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и т.д.» [2,c.34]. М.С.Воскресенский замечает по этому поводу следующее: «Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, «собирается» и играет значительно лучше, чем вы ждали.

Формы волнения. Сценическое волнение может проявляться в различных формах. Волнение-подъем характеризует эмоциональную бодрость, душевный подъем, яркость исполнения, прилив сил и положительной энергии, способствующей налаживанию контакта музыканта со слушателем и положительному впечатлению от самого исполнения. Напротив волнение-паника затрачивает колоссальное количество энергии на ее подавление, негативно влияет на качество исполняемого произведения, которое может выразится в потере красок музыки, темпа, звуковых нюансов, отказ различных видов памяти и т.д., что в последствии может привести к неуверенности в себе, развитию различных фобий, боязни сцены, плохого исполнения, забыть музыкальный текст и т.д.

Г.М. Коган дифференцирует проявления сценического волне­ния на «волнение-подъем», «волнение в образе», «волнение за композитора», и на «волнение-панику», «волнение вне образа», «волнение за себя» [8,c.17].

Причины сценического волнения: боязнь во время исполнения забыть текст музыкального произведения, недостаточная проработка технических моментов, непривычная обстановка, слишком сложный или неправильно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, недостаточно времени на подготовку (когда ученик выучивает музыкальное произведение «в последний момент» на кануне публичного выступления), неправильная психологическая подготовка во время работы над пьесой, а так же непосредственно перед выступлением.

Фазы сценического волнения. Психолог А.Л. Готсдинер [6] выделяет пять фаз сценического волнения: первая фаза – предконцертное состояние, начиная с момента объявле­ния о предстоящем выступлении;  вторая фаза – непосредственно предконцертное состояние; третья фаза – промежуток между объявлением со сцены фамилии выступающего и началом исполнения концертной программы; чет­вертая фаза – начало исполнения и саморегуляция психического состоянием; пятая фаза – состояние после концерта.

Волнение при выступлениях на конкурсах. Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них – развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но также и его коллегами, руководителями учреждения. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей – зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов – конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т.п. Все это побуждает преподавателя заново критически осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства.

За конкурсами стоит огромный труд: одного обучения навыкам игры на инструменте недостаточно. Необходимо воспитывать «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а так же быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике.

Факторы, влияющие на конкурсанта. Л.Л. Бочкарев [4,с.263-264] составил классификацию факторов, влияющих на психиче­ские состояния исполнителей в условиях музыкальных конкурсов (табл. 1 приложение 1).

В классификации учтены как объективные факторы (например, мас­штаб и новизна выступления, неожиданно возникающие в процессе выступ­ления препятствия), так и субъективные факторы (отношение музыканта к исполняемому произведению и концертной программе в целом, оценка му­зыкантом своего выступления, общее состояние здоровья исполнителя).

Думается, что к вышеназванным факторам необходимо добавить такой параметр как тип темперамента. Спортивные психологи [12,16] пришли к выводу, что спортсмены, обладающие сильным неуравновешенным типом нервной системы, чаще других испытывают состояние «предстартовая лихорадка», а спортсмены с сильной инертной нервной системой чаще других оказываются в состоянии «предстартовая апатия» [12,c.23-24].

В музыкально-исполнительской деятельности наблюдается схожая зависимость – музыканты, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы (холерики), чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще впадают в состояние «творческой апатии». Труднее прочих преодолевают нездоровые формы сценического волнения музыканты со слабым типом нервной системы (меланхолики).

Однако, опыт показывает, что в музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной деятельности, в том числе и меланхолики. Если музыкант, обладающий меланхолическим типом темперамента, постоянно нацелен на преодоление негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система приспосабливается к условиям творческой работы. Тип темперамента не является роком, данным человеку раз и навсегда.

Выводы по первой главе. Зачастую участие в конкурсе или концерте становится настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, признанных мастеров сцены, не говоря уже о воспитанниках учреждений дополнительного образования. Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д.  Иногда волнение навевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моей игры?», «Какое место будет отведено мне в иерархии класса (школы)?» и т.п. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.

Психологическая подготовка учеников детских музыкальных школ и школ искусств к концертному выступлению на сцене должна начинаться с самых первых занятий по освоению азов игры на инструменте и обучению музыкальной грамоте. Педагог должен вызвать у своих учеников интерес к концертному выступлению, как к итогу проделанной работы над музыкальным произведением, и поддерживать их стремление к этому результату на должном уровне.

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДШИ ПО КЛАССУ ЦИМБАЛ

2.1 Методики, организация и анализ результатов педагогической работы

Целью нашей педагогической работы являлось изучение эффективности приемов и упражнений, направленных на преодоление сценического волнения у учащихся  ДШИ по классу цимбал (список учащихся в приложении 3).

Все дети на начальном этапе проявляли очень сильное волнение при выступлении на публике. ДШИ всегда была ориентирована на активное участие учащихся в конкурсах и концертах, соответственно, необходимо было найти способы успешной подготовки учащихся класса цимбал к конкурсам и концертам. Данное положение дел вызвало у нас интерес к вопросам, касаемых психологии, а именно: как с помощью не только педагогических, но и психологических приемов научить детей преодолевать сценическое волнение.

Каждый учебный год нами проводилась диагностика учащихся. На этапе первичного обследования в сентябре, которое всегда проходило в присутствии родителей учащихся и школьного психолога СШ № 4 , исследовались некоторые личностные особенности первоклассников, а именно: изучался тип темперамента и степень устойчивости к стрессогенным факторам. Далее, в последующие годы, в мае каждого года нами выявлялась динамика развития стрессоустойчивости. Главным показателем успешного формирования солиста-цимбалиста стало участие учащихся в концертах, а также участие/победа в конкурсах.

Диагностика проводилась по следующим методикам:

  1. Тип темперамента. В психологической работе с детьми педагог должен учитывать особенности темперамента учащегося. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у учащихся, например: у сангвиника – распыленности, разбросанности интересов; у холерика – несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика – безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика – застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости [3,c.201]. Тип темперамента изучался по методике Н.Н. Обозова (приложение 2) [11,c.378]. В таблице (приложение 2) представлены характерологические особенности 4-х типов высшей нервной деятельности. За каждый параметр, соответствующий поведению учащегося, ставился 1 балл. Далее баллы суммировались. Максимальное количество баллов по каждому типу темперамента – 15. Если учащийся набирал от 10 до 15 баллов, то делался вывод о его принадлежности к тому или иному типу темперамента.

В результате проведения обследования нами были получены результаты, которые отражены в приложении 4. Анализ данных диагностического исследования показал, что наиболее активный темперамент имеют Р. Анна и  Виктория – холерики и сангвиники, а Полина и  Настя – меланхолики и флегматики – они отличаются некоторой пассивностью. У С. Анны выявлен смешанный тип темперамента – сагвиник-флегматик.

Так как концертное и конкурсное выступление является разновидностью деятельности в экстремальных условиях, необходимо было выявить у первоклассников устойчивость к стрессогенным фактором. Для этого мы использовали опросник «Устойчивость к стрессу» (приложение 2) [18]. Стрессоустойчивость — это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики.

Результаты обследования даны в приложении 4. Анализ данных диагностики показал, что самая слабая строссоустойчивость у С. Анны и Анастасии; также низкий уровень устойчивости к стрессу выявлен у Р.Анны и Полины; наиболее благоприятная ситуация была с Виктории, однако и она показала тенденцию к проявлению цепных реакций физических и умственно-психических нарушений.

Обсудив результаты обследования с родителями учащихся и психологом, мы составили индивидуальные планы для каждого учащегося с учетом результатов диагностики. Так, педагогические и психологические задачи, которые нами решались во время подготовки к конкурсу или концерту, зависели от темперамента учащегося, например, Р. Анна и Виктория, – как холерики они чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Однако, как сангвиники, неудачи переносят относительно легко, довольно быстро адаптируются к непривычным условиям работы, охотно выступают на сцене. Однако, девочки работают неровно — только перед ответственным выступлением много и увлечённо занимаются.

Полина и Настя артистичны, стремятся играть ярко и выразительно. Тяжело переживают неудачи.  Они сильнее других  страдают от нездоровых форм сценического волнения. Часто им недостаёт масштабности исполнения, артистической раскрепощённости, творческой смелости. Медленно адаптируются к непривычным условиям работы.

К темпераменту С.Анны более всего было трудно подстроиться: она довольно часто впадает в состояние «творческой апатии», в то же время нередко испытывает сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку».

Касаемо преодоления сценического волнения, нами применялись приемы и упражнения, описанные в разделе 2.2.

Результатом нашей педагогико-психологической работы стало активное  участие учащихся по классу цимбал в концертной жизни школы, а также их победы в конкурсах. Так, все юные музыканты стали лауреатами региональных, областных, республиканских и международных конкурсов и фестивалей (копии дипломов представлены в портфолио).

Победы в конкурсах и участие в концертах учащихся ДШИ по классу цимбал стало возможным не только в результате чисто музыкантско-педагогической работы, но и при условии учета особенностей темперамента детей, а также повышения устойчивости учащихся к стрессогенным факторам, о чем свидетельствуют данные повторной диагностики (приложение 5). Так, Ш. Анна, Анна и Виктория уже к концу первого класса показали высокий уровень стрессоустойчивости, а у  Насти и  Анны появилась значимая тенденция к повышению устойчивости к стрессогенным факторам, что отражено в графике (приложение 5). Далее в последующих классах также проводилась повторная диагностика, и на апрель 2016 года данные показаны в приложении 5.

2.2 Педагогико-психологическая работа, направленная на преодоление сценического волнения

Приемы, направленные на преодоление волнения перед концертным и конкурсным выступлением:

  • «ролевая подготовка». Смысл этого приёма заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед концертным выступлением, начинает играть роль человека уверенного в себе, этот прием называется «терапией при помощи образа»;
  • освоение некоторых психофизических приемов, вполне доступных детям любого возраста: нормализация дыхания; мышечная релаксация; словесно-образные внушения.

Задача преподавателя – помочь ребёнку овладеть этими приемами, научить его контролировать своё состояние и уметь помочь себе в трудной ситуации. Один из приемов самовнушения «предсонное самовнушение». Смысл приема заключается в том, что при расслабленных мышцах и спокойном ровном дыхании мысленно проигрывать ситуацию публичного выступления, во всех деталях представить обстановку, настроить себя на верный успех;

  • «обыгрывание» концертной программы в зале. Делать это нужно как можно чаще, чтобы «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным». Таким образом, чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает он от недугов астенических форм сценического волнения;
  • создание для учащегося благоприятных условий на репетициях. Цель этих действий – дать возможность ученику почувствовать себя на сцене «свободно», помочь ему адаптироваться, развить навыки хорошего самочувствия на сцене;
  • игра перед воображаемой аудиторией, цель этого приема проверить степень внимания сценического волнения на качество исполнения;
  • Медитативное погружение. Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение как неповторимая частица бытия, которая никогда уже не повторится. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой.

Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при том не отвлекаться. Медитативное исполнение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать не порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое.

Медитативное погружение происходит при следующих упражнениях: пропевание без поддержки инструмента; пропевание вместе с инструментом; пропевание про себя; пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

Одна из задач упражнения – терпеливое проигрывание произведения от начала до конца с полным контролем каждого звука. В этом упражнении слуховые двигательные и мышечные ощущения, а также мысленные представления начинают работать в единстве;

  • прием беззвучного проигрывания. Эта методика заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, а затем и не глядя в них. Пальцы нажимают воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают движения, необходимые для исполнительского процесса, но музыка звучит лишь в слуховых представлениях исполнителя. Если музыканту удаётся таким способом «проиграть» всё произведение от начала до конца, он, как правило, уже не боится забыть текст;
  • приём «Три круга внимания Станиславского». К. Станиславский разделил пространство внимания на три круга: малый, средний и большой. Задача этого упражнения научиться удерживать своё внимание в каждом из кругов. Первый – в этом пространстве существуют только музыка, исполнитель и инструмент. Второй круг – исполнитель, концертмейстер, педагог, всё, что находиться на сцене. Третий круг – весь зрительный зал. Задача репетиций в данном случае – фиксировать ощущения в каждом круге, тренировать внимание в каждом из них;
  • прием «Перенос значимости выступления на окружающих людей». То, что лучше апеллировать во время выступления не ко всей аудитории, а к какому-то одному, «своему» слушателю – иногда реальному, а иногда придуманному подчеркивали многие мастера сцены. Цель этого приёма – раскрыть значимость усилий выступающего для окружающих его людей;
  • «Выявление потенциальных ошибок»: завязать глаза и в медленном темпе сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным; игра с помехами и отвлекающими факторами (например, включить телевизор); сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения и начать играть в полную силу; выполнить 50 прыжков или 30 приседаний и при учащении пульса начинать игру (не годится для духовиков).

Для формирования большей целеустремленности и тщательной подготовки к выступлениям ученику полезно выражать письменно свои мысли. Далее выявленные ошибки устраняются при проигрывании программы в медленном темпе;

  • прием «якорения» при помощи НЛП (нейролингвистическое программирование) [9,c.347]. Якорь – это осознанно или неосознанно установленная прочная условно-рефлекторная связь. Итак, прием заключается в закреплении позитивного, а лучше победительного практического личного жизненного опыта ученика и его переживаний с помощью определенного якоря. Например, если какое-то выступление учащегося удачное, то нужно постараться его запомнить, особенно концентрируясь на переживаниях победителя. Затем выбирается якорь. Специалисты предлагают использовать мизинец левой руки, так как другие части тела, как правило, уже имеют свои якоря, сформированные неосознанно (при внимательном слушании человек потирает подбородок, при ожидании удачи – потирает ладони, при волнении щиплет мочку уха и т.д.).

Учащемуся необходимо вспомнить ситуацию его триумфа (успеха на конкретном конкурсе/концерте), затем погрузиться в чувства удачи и успеха. При этом ребенок должен в течение не более 25 секунд держаться за мизинец левой руки. Этого достаточно для формирования якоря. Далее, перед ответственным выступлением ребенок, держась за мизинец 25 секунд, мысленно произносит: «Я – победитель».

Игра «Надуй шарик». Чтобы снять волнение перед выступлением, можно сделать простую  дыхательную гимнастику. Ребенку нужно представить себе «цвет шарика». Мысленно «шарик надувается»  медленно, через нос, как насосом.  Руки положить  на живот, чтобы почувствовать, как он «надувается». А затем медленно, можно со счетом глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»).  При этом представить, как меняется  вид и цвет шарика, задержать дыхание, а  затем медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш». Повторить  2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения.

После упражнения нужно представить темп, характер  произведения,   глубоко вздохнуть и можно выходить на сцену.

Упражнение «Погружение». Нужно представить, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, подумать о чем-нибудь (например, о сладком мороженом…). Задача заключается в том, чтобы научиться, точно так же погружаться в исполняемое произведение, контролировать каждый звук. Все мысли должны быть направлены только на качество исполнения. Не позволять, себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.

Упражнение «Прислушайся к себе». В течение 30 секунд закрыть глаза и нужно представить, что вокруг абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях.

Змея. Громкий звук «Ш-Ш-Ш..Щ-Щ-Щ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает страх и тревогу, как минимум на ближайшие полчаса.

Топотун. Топот ног, можно степом или чечеткой. Эффективное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.

Журавль (сброс-подъем). Вдох – глубоко вдохнуть и на вдохе мягко прикрыть лицо ладонями. Кончики пальцев у верхней границы лба. Глаза под руками закрыть. Задержать дыхание на одну-две секунды. Медленно выдыхать через рот, губы «трубочкой»; одновременно медленно, гладящим движением опускать ладони сверху вниз, вдоль лица, словно снимаем пелену. Когда кончики пальцев дойдут до подбородка, отпустить руки свободно, расслабленно. Пусть расслабятся одновременно шея, плечи, спина. В конце выдоха слегка выталкиваем воздух: ф-фух-х. Пауза с закрытыми глазами 1-2 секунды.

Подъем: начинаем медленно вдох и одновременно обратное движение рук снизу к лицу. Вдоль лица снизу вверх, с чуть более энергичным прижатием пальцев к коже. Когда кончики пальцев дойдут до нижних век, глаза чуть открыть и устремить взгляд вверх, вслед за движущимися ладонями. Продолжаем глубокий вдох. Руки вытягиваются вертикально – с разогнутыми ладонями и полностью раскрытыми веером пальцами. Разгибаем энергично шею и спину. Глаза, широко раскрыв, устремить в зенит –и глубокий вдох завершаем паузой – задержать воздух на 2-3 секунды. Выдох – спокойно опускаем руки свободно.

Однократное выполнение «Журавля» занимает примерно 20 секунд. Для усиления можно повторить 5 -12 раз, если требуется унять большое волнение.
Результат: уверенность, собранность, ясность духа.

Выводы по второй главе:. Удачное выступление складывается: из уверенного знания концертной программы; умения самому себе помочь овладеть приемами психологической помощи; поддержки педагога, родителей.

Главная цель педагога ДШИ заключается не только в обучении учащихся осознанной игре, а также формирование в их сознании желания играть не просто музыкальный текст, а стараться познать драматургию произведения, но и в умении повысить уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию учащимся этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит юному музыканту самому преодолевать недостатки, сценическое волнение и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концертная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в детских музыкальных школах и школах искусств, выполняя роль средств обучения и воспитания учащихся. Данная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов у учащихся, способствует развитию гармоничной личности.  Также участие в концертах – это действенная мотивация развития юного музыканта, что позволяет школам сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешной педагогической деятельности.

Концертное выступление является итогом совместной работы, которая проводилась учеником музыкальной школы и его педагогом на протяжении заранее определенного промежутка времени. Такое выступление в наибольшей степени раскрывает индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка, изучающего игру на инструменте, и является основой для дальнейшего развития умений и навыков инструментальной игры, продолжения   совершенствования исполнительского мастерства.

Главное, что должен понять начинающий музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения. Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх перед сценой, я предлагаю внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия  Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андроников, И.А. Первый раз на эстраде (Сборник «К музыке») / И.А.Андронников. – Киев: 1985. – С. 4-7.
  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм – Л.: Музыка, 1974. – 167 c.
  3. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность / В.В. Белоус — Пятигорск: 2010. – 224 с.
  4. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68-79.
  5. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве /Н.И. Голубовская. – Ленинград: Музыка, 1985. — С.45-46.
  6. Готсдинер, А. Музыкальная психология. /А. Готсдинер — М.: 1993. – 576 с.
  7. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев – Магнитогорск: 1998, — C.12.
  8. Коган, Г. М. У врат мастерства. / Г.М. Коган – М.: Сов. композитор, 1961. – С. 3-23.
  9. О`Коннор Д., Сейлор Д. Введение в НЛП / Д.О`Коннор, Д. Сейлор. — Челябинск: Издательство Версия, 1997. – С. 344-354.
  10. Петрушин В. Артистизм – это и тренировка! // Советская музыка. – 1971. – № 12. – С. 6-17.
  11. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 400 c.
  12. Родионов А. Психология. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. / А. Родионов – М.: Высш. шк., 1968. – С. 78-90.
  13. Станиславский К. Беседы в студии Большого театра в 1918-1922 гг./ К.Станиславский – М.: 1969. – С. 67.
  14. Токина Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. / Н. Токина – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. – 34 c.
  15. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. / Е. Фёдоров – М.: 1979. – С. 107-118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 43).
  16. Черникова О. Эмоциональные состояния в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / О. Черникова – СПб.: Питер, 2000. – С.73-78.
  17. http://biblio.conservatory.ru/Today/Public/Skvir.htm Сквирская, Т.З. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. 1 Структура готовности музыканта к концертному выступлению

 

  • сцену.

 

Рис. 2 Структура надежности музыканта в концертном выступлении

 

Табл.1 Классификация факторов

 

Условия (факторы) Характеристика содержания
1. Подготовка исполнителя к выступлению Опыт концертной деятельности и участия в конкурсах. Уровень подготовки программы («обыгранность» программы). Опыт выступления с симфоническим оркест­ром. Количество сольных (оркестровых) репетиций в зале для конкурсных прослушиваний, количество репе­тиций.
2. Программа Характер, стиль музыкальных произведений. Социаль­ная значимость музыки, субъективная оценка ее музы­кантом. Объем программы, ее композиция, степень трудности, новизны музыкальных произведений.
3.  Масштаб  выступления Место проведения конкурса. Уровень организации. Состав жюри. Состав участников (количество участников-лауреатов других конкурсов).
4. Новизна ситуации Соревновательный характер выступлений. Результаты

жеребьевки (порядок выступлений). Архитектурные и акустические особенности концертного зала. Качество инструмента. Работа жюри, фото-, кинооператоров, корреспондентов. Поведение слушателей.

5.  Характер  выступления Сольное (ансамблевое) исполнение. Выступление с оркестром.
6. Оценка успешности   выступления Оценка жюри, отзывы прессы, реакция слушателей.

Оценка (самооценка) успешности выступления в предыдущем туре, в предшествующем концерте (конкурсе). Оценка конкурсной ситуации.

7.    Неожиданные препятствия Нарушение ансамбля с концертмейстером, оркестром.

Ошибки во время выступления. Изменения общего состояния здоровья исполнителя.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тип темперамента

 

Характерологи-ческий признак Тип темперамента
Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Уравновешенность поведения Хорошо уравновешенное Отлично уравновешенное Неуравновешенное Очень неуравновешенное
Эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные Слабые Сильные, кратковременные Глубокие и длительные
Настроение Устойчивое, жизнерадостное Устойчивое, без больших радостей и печалей Неустойчивое с преобладанием бодрого Неустойчивое с преобладанием пессимизма
Речь Громкая, живая, плавная Монотонная, радостная Громкая, резкая, неравномерная Тихая с задыханием
Терпение Умеренное Очень большое Слабое Очень слабое
Адаптация Отличная Медленная Хорошая Трудная (замкнутость)
Общительность Умеренная Невысокая Высокая Низкая (замкнутость)
Агрессивность в поведении Миролю6ивое поведение Сдержанность в поведении Агрессивен Истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей
Отношение к критике Спокойное Безразличное Возбужденное Обидчивое
Активность в деятельности Энергичная (деловая) Поведение неутомимого труженика Страстная, увлеченная Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)
Отношение к новому Безразличное Отрицательное Положительное Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот
Отношение к опасности Расчетливое, без особого риска Хладнокровное, невозмутимое Боевое, рискованное, без особого расчета Тревожное, растерянное, подавленное
Стремление к цели Быстрое, с избеганием препятствий Медленное, упорное Сильное, с полной отдачей То сильное, то слабое, с избеганием препятствий
Самооценка Некоторая переоценка своих способностей Реальная оценка своих способностей Значительная переоценка своих способностей Чаще всего – недооценка своих способностей
Внушаемость и мнительность Небольшая Стабильная Умеренная Большая
Сумма баллов

 

 

Опросник «Устойчивость к стрессу»

 

№ п/п Вопросы Часто/ сильно Редко/ иногда Нет/ никогда
1 У меня бывают приступы тошноты 2 1 0
2 Я боюсь заболеть 2 1 0
3 Я чувствую себя беспомощным 2 1 0
4 У меня бывают ночные кошмары 2 1 0
5 У меня дрожат ноги/руки 2 1 0
6 Я часто просыпаюсь 2 1 0
7 Мои кисти/стопы холодные 2 1 0
8 Я не могу правильно дышать 2 1 0
9 Я чувствую слабость 2 1 0
10 У меня потные руки/лоб 2 1 0
11 У меня боли в шее 2 1 0
12 Я не могу сосредоточиться 2 1 0
13 У меня нарушено пищеварение 2 1 0
14 У меня бывают приступы мигрени 2 1 0
15 Я страдаю от болей в желудке 2 1 0
16 Мне постоянно хочется спать 2 1 0
17 Мое сердце бешено стучит или прерывисто бьется 2 1 0
18 У меня словно ком застревает в горле 2 1 0
19 Я чувствую стеснение в груди 2 1 0
20 Меня бросает в жар 2 1 0
21 Слезы душат меня 2 1 0
22 У меня бывают головные боли 2 1 0
23 Меня одолевают страхи 2 1 0
24 У меня бывают головокружения 2 1 0

 

Обработка результатов: нужно подсчитать очки во всех пунктах, где у есть отметки галочкой.

Интерпретация:

  • От 0 до 8 баллов – относительно здоровая стрессовая устойчивость.
  • От 9 до 17 баллов – проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений.
  • От 18 баллов и выше – заметное расстройство здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список учащихся  ДШИ:

  1.  Анна 7 лет, 1 класс;
  2.  Полина 9 лет, 3 класс;
  3.  Анна 12 лет, 4 класс;
  4.  Анастасия 10 лет, 4 класс;
  5.  Алина 9 лет, 4 класс;
  6.  Виктория 14 лет, 5 класс.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Результаты обследования (тип темперамента)

 

№ п/п ФИ сангвиник флегматик холерик меланхолик
1 Анна 5 11
2  Полина 11 4
3 Анна 5 10
4  Анастасия 14 1
5 Виктория 5 10

 

Опросник «Устойчивость к стрессу»

 

№ п/п ФИ Кол-во баллов Вывод
1  Анна 12 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений
2 Полина 12 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений
3  Анна 15 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений
4  Анастасия 16 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений
5 Виктория 9 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Результаты повторного обследования 

по опроснику «Устойчивость к стрессу» (конец 1 класса ДШИ)

 

№ п/п ФИ Кол-во баллов Вывод
1 Анна 9 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений
2  Полина 8 относительно здоровая стрессовая устойчивость
3 Анна 7 относительно здоровая стрессовая устойчивость
4 Анастасия 10 проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений
5  Виктория 4 относительно здоровая стрессовая устойчивость

 

Результаты повторного обследования 

по опроснику «Устойчивость к стрессу» (апрель)

 

№ п/п ФИ Кол-во баллов Вывод
1 Анна 6 относительно здоровая стрессовая устойчивость
2 Полина 5 относительно здоровая стрессовая устойчивость
3  Анна 3 относительно здоровая стрессовая устойчивость
4  Анастасия 5 относительно здоровая стрессовая устойчивость
5 Виктория 2 относительно здоровая стрессовая устойчивость

 

Рис. 4  Анна

1 – начало 1 класса; 2 – конец 1 класса; 3 – апрель.

 

Рис. 5 Полина

1 – начало 1 класса; 2 – конец 1 класса; 3 – апрель

 

Рис. 6  Анна

1 – начало 1 класса; 2 – конец 1 класса; 3 – апрель

 

Рис. 7  Анастасия

1 – начало 1 класса; 2 – конец 1 класса; 3 – апрель

 

Рис. 8 Виктория

1 – начало 1 класса; 2 – конец 1 класса; 3 – апрель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 14

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Translate »
error: Content is protected !!