Времена года
Дипломы,  Педагогика, логопедия, дефектология, музыка, физкультура, психология

П. И. Чайковский  «Времена года» / Анализ форм

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РАБОТЫ (с картинками, графиками, диаграммами) МОЖНО КУПИТЬ за 200 рублей. ПИШИТЕ на адрес:

elenatarokot@mail.ru

П. И. Чайковский  «Времена года» / Анализ форм

Педагогический рассказ на тему:

П. И. Чайковский  «Времена года». 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2   …………………………………………………………………………………25Педагогический рассказ на тему:

П. И. Чайковский  «Времена года»

Содержание музыки Чайковского универсально: оно охва­тывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окру­жающего мира. В нем по-новому раскрываются произведения русской и зарубежной литературы — А.С. Пушкина, Н.В. Го­голя, У. Шекспира, Данте. Музыка Чайковского обнаружива­ет глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 г. в за­водском поселке Воткинске, в семье горного инженера, дирек­тора Камско-Воткинских заводов. В раннем детстве первыми му­зыкальными впечатлениями были народные песни, а также фортепианная музыка и романсы, которые играла и пела его мать. В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургс­кое Училище правоведения, по окончании которого в 1859 г. Чайковский до 1863г. служил в Министерстве юстиции.

Любовь к музыке, подогреваемая множеством музыкаль­ных впечатлений столичного города, продолжала расти. С 1861 г. будущий композитор начинает заниматься в музы­кальных классах Русского музыкального общества (РМО), пре­образованных в 1862 г. в Петербургскую консерваторию, кото­рую Чайковский и окончил с серебряной медалью в 1865 г. по классу сочинения (у А.Г. Рубинштейна). Выпускной работой композитора была кантата «К радости» на текст Ф. Шиллера.

С 1866 по 1878 гг. протекает так называемый московский период жизни и творчества Чайковского. Приняв приглашение Н.Г. Рубинштейна, он начинает преподавание в Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармо­нии и инструментовки). Среди его выдающихся учеников — С.И. Танеев.

Благотворным для художественного развития Чай­ковского было посещение «Артистического кружка», общение с выдающимися представителями русской литературы и искус­ства — писателями А.Н.Островским, Л.Н. Толстым, И.С. Тур­геневым, критиком В.Ф.Одоевским, артистом П.М. Садовским и др.

Чайковский активно участвовал в культурной жизни Мос­квы, выступал с критическими статьями и отзывами в московских газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». Педагогическая работа композитора в качестве профессора кон­серватории оказала заметное влияние на развитие русского про­фессионального музыкального образования. Им были созданы учебные пособия, наиболее значимое из которых — «Руковод­ство к практическому изучению гармонии» (1871).

К московскому периоду относится создание большого коли­чества произведений в разных жанрах: оперы «Воевода», «Ун­дина», «Опричник», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», первые три симфонии, несколько программных увертюр для ор­кестра (среди них — «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини»), три квартета, Первый фортепианный концерт, Вариа­ции для виолончели с оркестром на тему рококо, музыка к сказке А.Н.Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Вре­мена года» и др.

В Москве же Чайковским были начаты Четвер­тая симфония и опера «Евгений Онегин», ознаменовавшие на­ступление высокой творческой зрелости. Опера «Евгений Онегин» была впервые исполнена студентами консерватории на сцене Малого театра. Не порывал творческие связи с Москвой Чайковский и в последующие годы жизни. Интересен, например, тот факт, что кантата «Москва» на стихи поэта А.Н. Майкова — героико-патриотическое произведение композитора — прозвуча­ла в 1883 г. в исполнении хора и оркестра Большого театра в Гра­новитой палате Московского Кремля. Чайковский писал: «Будучи музыкантом, я в то же время гражданин города Москвы».

В эти же годы устанавливаются тесные творческие контак­ты Чайковского с композиторами «Могучей кучки» М.А. Бала­киревым, Н.А.Римским-Корсаковым, критиком В.В. Стасовым.

В конце 70-х гг. Чайковский переживает тяжелый душев­ный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, обстоятельствами личной жизни (неудачная женитьба). В течение нескольких лет композитор живет за границей (Швей­цария, Италия). В эти годы немаловажной для Чайковского ока­залась материальная поддержка русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, с которой композитор постоянно пе­реписывался в 1876—1890 гг.

В середине 80-х гг. Чайковский возвращается к активной общественной деятельности. В 1885 г. он избран директором Московского отделения РМО. С конца 80-х годов много высту­пает как дирижер в России и за рубежом — в Германии, Чехии, Франции, Америке. В 1892 г. он был избран членом-корреспон­дентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому почетное звание доктора. Концертные поездки укрепляют твор­ческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых X. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, К. Сен-Санс и др.

В 1885—1893 гг. композитор живет и работает в Подмос­ковье (Майданово, Фроловское, Клин). Так, в клинском уеди­нении он создает свои последние произведения: Пятую и Шес­тую симфонии, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Жизнь Чайковского оборвалась внезапно, в то время, ког­да он был в расцвете творческих сил — 25 октября 1893 г., че­рез девять дней после первого исполнения его Шестой («Пате­тической») симфонии. Похоронен Чайковский на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Чайковский, опираясь на интонационный словарь роман­тической эпохи, создал свой мелодический язык, свой неповто­римый стиль в музыке, способный и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Все вы­разительные средства его музыки обладают огромной силой воз­действия на слушателей.

Самый лучший способ узнать Чайковского — это слушать его музыку. Но это не так просто, как кажется. Чтобы понять его музыку, надо её хотя бы немного знать. А чтобы её узнать, надо сначала постараться научиться её понимать. Чтобы говорить о Чайковском, мало изучить его сочинения. Надо любить и чувствовать его музыку как родную. Надо разговаривать с самим Чайковским.

Пётр Ильич писал замечательные статьи о музыке и очень интересные письма. Но с тех пор прошло уже более ста тридцати лет. Мира, в котором жил Чайковский, больше не существует. Людям трудно сделать нужное усилие, чтобы понять Чайковского. К его музыке надо прислушаться. Надо перестать бежать, надо остановиться, сосредоточиться. Но у людей нет времени. Все бегут, спешат. Кто обращает внимание на музыку?

О, всё, что ты помнишь, что знаешь

Играй мне, играй в этот вечер:

У моря и в северном мае

Чайковский особо сердечен.

(Отрывок из стихотворения Игоря Северянина)

Сейчас прозвучит «Баркарола» Чайковского из цикла «Времена года».

Прислушайтесь, какой покой! Какая умиротворенность!

«Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н. М. Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг.

Приглашение к сотрудничеству не было для Чайковского неожиданным — еще раньше, с 1873 года, композитор писал для этого журнала, и несколько его романсов было опубликовано. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но ответ композитора известен (письмо Н. М. Бернарду от 24 ноября 1875 года): «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».

Из содержания письма можно заключить (вообще сведения, касающиеся работы над циклом скудны):

Чайковскому был предложен большой по тем временам гонорар;

композитора это предложение заинтересовало;

названия пьес придуманы издателем; Чайковский лишь одобрил их.

Уже в декабрьском (1875) номере журнала появился анонс будущего фортепианного цикла: «Знаменитый композитор П. И. Чайковский обещал редакции «Нувеллиста» свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих  фортепианных композиций, характер которых будет вполне соответствовать как  названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале». Этот анонс, как и положено по законам рекламы, уже содержал в себе перечень названий всех двенадцати пьес.

К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла, но некоторые сомнения и беспокойства у Чайковского вызывал «Февраль». Об этом он писал издателю (письмо от 13 декабря): «Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пиэсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно.

Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс.

Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом.

Если Вы пожелаете пересочинения «Масленицы», то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений».

Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был предоставлять пьесу к очередному номеру не позднее 15 числа предыдущего месяца.

Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно «усовершенствование» проекта: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не возражал. Следует признать, что по прошествии уже большого исторического периода, мы естественно воспринимаем эти стихотворные строки как органичную поэтическую составляющую всего цикла. Более того, эти стихотворные «ключики» к каждой пьесе, хорошо подходят ко многим другим произведениям композитора, а порой и те – другие – на редкость точно совпадают по настроению с пьесами из этого цикла.

Сейчас трудно сказать, была ли идея включения в цикл стихотворных эпиграфов совпадением или более ранний опыт – мы имеем в виду «Времена года» А. Вивальди, в которых к каждому из четырех концертов предпослан мадригал, представляющий собой программу концерта – служил отчетливым примером для Чайковского, но факт остается фактом: в обоих случаях поэтическая идея органично  соединилась с музыкальным выражением.

Свое название – «Времена года» – этот цикл пьес получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за соответствующий месяц, тогда, когда Н. Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Сборнику присвоен, как принято  в музыке, номер опуса — 37bis. “Bis” требует пояснения: в данном случае это уточнение указывает на то, во-первых, существует другое произведение под этим номером (без «bis»), и этим произведением является Большая соната соль мажор для фортепиано.

Во-вторых, что «Времена года» получили свое обозначение как опус позднее, когда следующие номера по списку сочинений композитора уже были присвоены другим  сочинениям: 38 – Шесть романсов (в том числе такие знаменитые. Как «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной», «Средь шумного бала»); 39 – «Детский альбом» (1878).

Строго говоря, название «Времена года» в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Именно так называются четыре концерта знаменитого одноименного цикла скрипичных концертов Антонио Вивальди; так же называет четыре части своей оратории «Времена года» Йозеф Гайдн. Как бы то ни было, Чайковский по-своему нарисовал годичный круг состояния природы и чувств человека.

Эта тема, трактованная то очень широко и философски (Гайдн), то в более жанровом плане (Вивальди) привлекала многие умы и сердца на протяжении столетий и даже тысячелетий, давая простор, как для аллегорических, так и житейско-практических толкований. Начало этой традиции положил еще Гесиод в VIII веке до н. э. своей поэмой «Труды и Дни».

Примечательно, что в разные времена и — что особенно характерно — в разных широтах годичный круг начинается в разной время: у Гесиода — с осени, у Вивальди и Гайдна – с весны. Также построены «Времена года» («Балет для оркестра», 1945) американского композитора Джона Кейджа.

В балете «Времена года» (1899) А. Глазунова действие начинается с зимы.

Одновременно с А. Глазуновым – в 1899 году —  симфоническую сюиту написал английский композитор сэр Эдвард Джеман (E. German); его сочинение начинается с «Весны», а последняя часть – «Зима» – имеет подзаголовок «Cristmastide», что переводится как «Святки» и совпадает – по сюжету – со «Святками» («Декабрь») П. Чайковского. Чайковский ведет свое повествование – с первого месяца года.

«Времена года» Чайковского стали необычайно популярны, особенно «Июнь» («Баркарола») и «Октябрь» («Осенняя песня») – эти пьесы известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки, виолончели, гитары, мандолины, оркестра.

Что касается музыкальной критики, то она еще долгое время после публикации «Времен года» оставалась равнодушной к этому созданию композитора, считая, что не он составляет его значение и славу. По прошествии же времени – более 130 лет – можно констатировать неувядаемость этого музыкального шедевра.

 

 «Баркарола» (Июнь)

 

Вот и долгожданное лето. Его скромное очарование отразилось в музыкальной пьесе Чайковского «Баркарола». Насколько лирична, светла и трогательна эта мелодия лета, которая звучит мягко, блаженно и безмятежно! Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образному строю приведенного стихотворения И.А. Бунина «Ночные цикады»:

 

Прибрежный хрящ и голые обрывы

Степных равнин луной озарены.

Хрустальный звон сливает с небом нивы.

Цветы, колосья, травы им полны,

 

Он ни на миг не молкнет, но не будит

Бесстрастной предрассветной тишины.

Ночь стелет тень и влажный берег студит,

Ночь тянет вдаль свой невод золотой —

 

И скоро блеск померкнет и убудет.

Но степь поёт. Как колос налитой,

Полна душа. Земля зовёт: спешите

Любить, творить, пьянить себя мечтой!

От бледных звёзд, раскинутых в зените,

И до земли, где стынет лунный сон,

Текут хрустально трепетные нити.

Из сонма жизней соткан этот звон.

 

Это стихотворение звучит завершающим аккордом гимна красоте окружающего нас мира. Необычность сравнения — в соединении несоединимого. Душа — это область неземного, неосязаемого, а колос — предмет материального мира. Сам факт возникновения такого сравнения говорит о том, что всё в этом мире гармонично, взаимосвязано, исполнено величия.

«Баркарола» — дань жанру песен венецианских гон­дольеров. В крайних частях этой пьесы все направлено на изоб­ражение покоя, неторопливого покачивания волн (гитарный тип сопровождения). Выразительную, широкого дыхания мелодию поет верхний голос, которому вторит более низкий. В мажорной средней части, как воспоминание о чем-то ином, счастливом, появляются интонации танцевального характера. Но они, набрав силу и удаль, внезапно обрываются… Вновь возвращается первоначальная тема, за которой следует продолжительная кода, построенная на нисходящем движении верхнего голоса и повторении в басу звука тоники (соль), что вносит в характер пьесы некоторую сумрачность, отрешенность, успокоенность.

Тщательный анализ пьесы интересен для нас как ярчайший пример идеального слияния воедино всех выразительных средств композитора, их полного подчинения художественным целям.

В «Баркароле» – безыскусственной песне – композитор передает е только очарование летней ночи, но и глубокий душевный покой человека, счастливого непосредственным общением с природой.

Открывается «Баркарола» небольшим вступление в g-moll:

 

Выдержанная ритмическая фигура аккомпанемента составляет самостоятельный художественный образ, свойственный жанры пьесы. Нижний голос также цементирует общее движение, выполняя роль дирижера для свободно играющей правой руки.

Вслед за покачивающимся нижним голосов вступает мелодия — столь типичная для выразительных инструментальных романсов композитора — которая состоит из разрозненных звеньев (вторая половина каждой фразы), отделенных друг от друга паузой:

 

 

 

В мелодии много человечности, теплоты искреннего чувства и лиризма. Мелодике пьесы присущи: национальная определенность, певучесть, широта дыхания и «общительность», идущие от русской протяжной песни.

Каждая фраза оканчивается тоническим кадансом, усиливающим их закругленность:

 

 

Мелодическая линия неторопливо поднимается вверх поступенным движением чтобы, дойдя до вершины, уступами вернуться к тонике. Мелодические спады в каждом звене построения тормозят движение, а имитации, способствуя отдельных частей фразы в одно целое, восполняют движение и усиливают «эмоциональное наполнение» музыкальной ткани.

Мелодия «Баркаролы» обрастает подголосками, которые усложняют полифоническую и гармоническую фактуру, расцвечивая мелодию неожиданными ладогармоническими красками.

Несмотря на минорный лад пьесы появление «мажорных» ступеней придаёт произведению особую прозрачность,  а использование доминантовых  септаккордов к побочным ступеням (Д7→Ш) делают развитие пьесы непрерывным и естественным.

 

 

Пьеса написана Чайковским в сложной 3-х частной форме.

1 часть представляет собой простую 3-хчастную форму. 1 период состоит из 2-х предложений, причем второе предложение расширено за счет секвенционного развития:

 

 

Средний раздел основан на том же тематизме, но переход в мажорную тональность B-dur привносит в музыку некоторую просветленность. Реприза 1 части возвращает нас к размышлению, подернутому светлой грустью.

2 часть контрастна первой: она написана в одноименном мажоре и пронизана интонациями танцевального характера. Блуждание обертонов, вызванное искусным удержанием в педали гармонии, служит фоном для мелодических терций, мерцающих, подобно лунной дорожке на застывшей глади реки:

 

 

Этот эпизод является своего рода расширенным предиктом к последующему народному напеву, который все же сохраняет созерцательное настроение:

 

 

Выразительные «вздыхающие» интонации среднего голоса второй половины периода, эти таинственные зовы, исключают бравурное исполнение и излишнюю патетичность среднего раздела пьесы.

Постоянное стремление композитора обогащать музыку своих произведений развитием мелодии, часто приводящее к драматизму, ярко сказывается в фортепианной миниатюре. В пьесу Чайковский вносит те же глубокие идеи и чувства, которыми столь полны его крупные симфонические произведения и инструментальные концерты.

Драматизации музыки Чайковский достигает не только развитием мелодии (ее разработкой), но и резким противопоставлением в пределах одного произведения мелодий, свойственным различным жанрам (опосредованным или цитируемым), как, например, в Andante  из Первого квартета Чайковского или Романса f-moll. В «Баркароле» жанру городского романса (первый и третий разделы) противопоставляется опосредованный композитором народный напев (средний раздел).

Вводя в средний раздел новый материал, Чайковский поднимает развитие мелодии на более высокую ступень. Постепенно нарастая, развитие, основанное на арпеджированных бифункциональных аккордах,  завершается напряженным речитативом. Этот речитатив вносит своей тревогой диссонанс в общее созерцательное настроение.

 

 

Таким образом, понимать средний раздел «Баркаролы» как простое противопоставление разнородного материала было бы ошибочным.

Третья часть произведения носит спокойный характер. Она как допевает песню о счастье бытия и красоте мира. Только легкое подчеркивание начала каждого нового подголоска в третьей части напоминает о пережитых чувствах.

 

Созерцательно-восторженный характер Чайковский подчеркивает кодой:

 

Здесь резко разграничиваются два различных звуковых плана: мелодический ход с его ярко выраженным эмоциональным заключением и нежно звенящие на фоне его ниспадающей звучности аккорды:

 

 

Их различная звучность объединяется мягко обволакивающими обертонами басового соль, удерживаемого тонкой полупедалью до последнего такта пьесы:

 

 

Образованная чередованием доминанты и тоники, растворяющаяся звуковая волна не оставляет ощущения конца произведения. Ее отзвуки еще долго держат слушателя в очаровании пережитого эстетического наслаждения.

Таким образом, свойственное «Баркароле» лирическое переживание, покоряющее своей простотой и поэтичностью, композитор раскрывает без тени экзальтации и рафинированности.

 

Месяц задумчивый, полночь глубокая…

Хутор в степи одинок…

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок.

 

Ветер повеет — и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг.

 

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь,   — и смущен

Ночи июньской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон…

 

И.А. Бунин

 

Лишь соприкоснувшись с природой — нерукотворной красотой, созданной «высшими силами», переданной гениальными ее «певцами»: И.А.Буниным, П.И. Чайковским, понимаешь, что природа вечна, а человек смертен! Лишь его душа незримыми, неосязаемыми нитями связана с вечностью, с прошлым и будущим.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Тональный

 план

g B g G e g B g g g
Буквенный ряд А B A1 C
Малый букв.ряд a a1 a2 b c a a1 a2 c d
Масштабный ряд 31 20 31 16
1+4+6 4+6 4+6 4+6 5+5+1+1 4+6 4+6 4+6 8 8
Структурный ряд Простая 3-х частная форма Простая 2-х частная форма Простая 3-х частная форма Простая 2-х частная форма
Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

неквадр. связка 1

связка 2

Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

Квадр.

Период повт. стр.

Квадр.

Период неповт. стр.

Квадр.

Функциональный ряд Вст. и Первая часть Средняя часть Реприза Кода
Изложение темы Разв. темы Изложение темы с изм. Изложение темы Изложение 2 темы Изложение темы Разв. темы Изложение темы с изм.
Итоговое определение формы  

Форма: 3 – х частная репризная с кодой

 

Итоговое определение формы:

Форма – сложная трехчастная, репризная, с кодой.

 

 

Гармонический анализ

 

А B A1 C
a a1 a2 b c a a1 a2 c D
1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр 1 пр 2 пр
t

t6

II 6|5

K6|4  D7

t

 

t

D6|5→

III  VI7 ум.VII7  t

II6  K6|4  D7

t

S6

D→

III6

D7→

III

 

S6

D→

(III)

D

T6/4

D7

T6|4

D

 

t

t6

II 6|5

K6|4  D7

t

 

t

D6|5→III  VI7 ум.VII7 t

II6  K6|4  D7 — t

T

D9

T

D7 #5,7

 

T

умVII

T

VII

T

 

T

III

VI

T

T6|4

 

T

умVII→

II6

T6|4

T

D6|5

t

t6

II 6|5

K6|4  D7

t

 

t

D6|5→III  VI7 ум.VII7  t

II6  K6|4  D7

t

S6

D→

III6

D7→

III

 

S6

D→

(III)

D

T6/4

D7

T 6|4

D

 

t

t6

II 6|5

K6|4  D7

t

 

t

D6|5→III  VI7 ум.VII7  t

II6  K6|4  D7

t

D

T

D

T

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 2. Избранные работы о Чайковском. М., 1954
  2. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. Л., 1972.
  3. Волков С. Страсти по Чайковскому (разговоры с Жоржем Баланчиным). М., ЭКСМО, 2002.
  4. Воспоминания о П.И.Чайковском. Л., 1980
  5. История русской музыки: В 10 т. — Т.8: 70-80-е годы XIX в. 4.2. М., 1994.
  6. Кашкин Н.Д. Избранные статьи о П.И. Чайковском. М., 1998.
  7. Келдыш ЮМ. П.И. Чайковский // История русской музыки: В10 т. — Т.8. М., 1994.
  8. Ларош ГА. Воспоминания о П.И. Чайковском. М., 1994.
  9. Побережная ГЛ. Петр Ильич Чайковский. Киев, 1994.
  10. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. М., 1983.
  11. Рапацкая Л А. История русской музыки: От Древней Руси до «се­ребряного века». — М., 2001.
  12. Рапацкая П.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. М.: 2003. – 320 с.
  13. Стойко A.T. Великий композитор: Повесть о жизни П.И. Чайков­ского. — Л., 1972.
  14. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. М., 1953.
  15. Чайковский П.И. О композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей /Сост. И.Ф. Кунина. М., 1952.

Как выйти из зоны комфорта и войти в свою «зону роста»

Что такое зона комфорта в психологии? Теперь прочно укоренившаяся в культурном дискурсе метафора «выхода из зоны комфорта» стала популярной в ...
Тег «Далее»

Курсы немецкого языка

Эффективное обучение немецкому языку онлайн Мария. Преподавательский стаж - 15 лет. Носитель языка. Индивидуальный подход. Цена за урок - 25 ...
Тег «Далее»

Энергетическая чистка — методика

Энергетическая чистка Видео обучение методике энергетической чистке.  Цена 50 евро. Возможна оплата в любой валюте ...
Тег «Далее»

Ваши магические способности / гадание на рунах и картах

Ваши магические способности Начало Продолжение ...
Тег «Далее»

Обучение гаданию на рунах

Обучение гаданию на рунах Перед обучением обязательно просматриваю ваши способности и отсутствие  противопоказаний. Поэтому даю гарантию 100 %. Условия и ...
Тег «Далее»

Личные консультации

Гадания, прорицания, предсказания Полный  и подробный просмотр ситуации. При рассмотрении одного вопроса делаю 6 - 8 раскладов. Очень внимательно просматриваю ...
Тег «Далее»

Диагностика и коррекция судьбы

Диагностика и коррекция судьбы Цель диагностики - выявить всё то, что мешает вам быть счастливыми; помочь вам понять и принять ...
Тег «Далее»

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 8

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

2 комментария

  • Ева

    Вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропортящими сновидениями и грезами о счастье (П.И. Чайковский)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Translate »
error: Content is protected !!